ВАШИНГТОН, 6 апр – РИА Новости. Проблема уничтожения химического оружия привлекает повышенное внимание в связи с обвинениями в его применении в адрес властей Сирии, хотя официально химический арсенал ликвидировали там в 2013 году.
Тем временем в США официально хранятся тонны подобных веществ, включая нервно-паралитические. Эта практически единственный член Конвенции по запрещению химоружия, который еще не уничтожил запасы. О том, сколько химических боеприпасов и отравляющих веществ остается на американских складах и почему его до сих пор не ликвидировали, — в обзоре РИА Новости.
Сроки и переносы
Соответствующие работы начались в США лишь после того, как конгресс ратифицировал конвенцию в апреле 1997 года. На тот момент в американских хранилищах были такие боевые отравляющие вещества, как VX, BZ, горчичный газ (иприт), зарин, различные компоненты бинарного оружия и прекурсоры.
Однако ни к первому крайнему сроку в 2007 году, ни ко второму в 2012 году полностью уничтожить собственные запасы США оказались неспособны. На тот момент в хранилищах оставалось 89,75% от изначально задекларированного количества в 31,1 тысячи тонн. Тогда США объяснили это повышенным внимание к возможным экологическим последствиям утилизации. В частности, предполагалось уничтожать каждый негерметичный химический снаряд по отдельности, что увеличивало срок общей утилизации.
Запасы и ассигнования
"Соединенные Штаты продолжают добиваться устойчивого ощутимого прогресса на пути к полному уничтожению наших запасов, и мы по-прежнему полностью привержены безопасному и скорейшему завершению уничтожения химических боеприпасов. Мы уничтожили более 90% наших запасов. Мы по-прежнему находимся на пути к запланированной дате завершения работ – декабрю 2023 года", — заявила РИА Новости представитель пресс-службы оборонного ведомства Мишель Балданца.
Балданца подтвердила, что утилизация проводится в двух местах: в Пуэбло, штат Колорадо (3141,12 тонны), и в Ричмонде, штат Кентукки (475 тонн).
На 2017 финансовый год на уничтожение химоружия в оборонном бюджете США выделялось более 551 миллиона долларов, год спустя – уже свыше 991 миллиона, а в проекте на 2019 финансовый год Пентагон запрашивает около 993 миллионов долларов. Общий объем оборонного бюджета США в последние годы составлял чуть более 600 миллиардов долларов, а на 2018-й – почти 700 миллиардов.
Сложности и риски
Эксперт отметил, что изначально утилизация американских боеприпасов сталкивалась с рядом объективных сложностей.
"Во-первых, это сложность самих боеприпасов. Большинство запасов химоружия США находились именно в виде оружия, а не в резервуарах или бочках, и имели взрывчатые вещества и топливо, что делало их демилитаризацию более сложной и опасной. Это потребовало проектирования взрывозащищенных объектов, которые могли выдержать взрыв", — сказал Уолкер.
Наконец, еще одной проблемой стала большая стоимость работ.
"Затраты на уничтожение химического оружия выросли с первоначальных двух миллиардов долларов до более чем 40 миллиардов. Конгресс США выделял более двух миллиардов долларов ежегодно в течение последних 20 лет, и это был предел ежегодных расходов", — отметил эксперт.
"Общая стоимость российской программы составила около 10 миллиардов долларов из-за простоты российского оружия (без взрывчатых веществ и топлива) и из-за того, что большая часть российских запасов хранилась в бестарных хранилищах, что позволило этой программе быть дешевле, менее рискованной и более быстрой", — пояснил Уолкер.
Президент России Владимир Путин ранее заявил, что США не исполняют обязательства по ликвидации химического оружия и остаются единственным и самым мощным обладателем этого средства массового уничтожения. По словам российского лидера, "для государства, провозглашающего себя чемпионом в области нераспространения и контроля над вооружениями, это несолидно".