МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Анна Михайлова. Президент Франции Эммануэль Макрон во время поездки в Буркина-Фасо и Бенин пообещал вернуть произведения искусства доколониальной Африки на родину. Если это произойдет, будет создан важный прецедент, а многим музеям придется пересмотреть свои коллекции. РИА Новости разбиралось, чем грозит реституция европейским странам.
Узники Европы
![Президент Франции Эммануэль Макрон во время посещения университета в Уагадугу Президент Франции Эммануэль Макрон во время посещения университета в Уагадугу](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151655/14/1516551467_0:0:3680:2456_768x0_80_0_0_68584e652c3763346767af62e41b50c3.jpg)
До сих пор французские власти активно сопротивлялись реституции, ссылаясь на то, что возвращение ценностей, вывезенных из бывших колоний, приведет к разорению государственного музейного фонда. Речь идет прежде всего о коллекции Музея на набережной Бранли, где хранится около 70 тысяч предметов африканского искусства. Однако президент Макрон придерживается иного мнения.
"Я из поколения французов, для которых преступления европейской колонизации неоспоримы", — заявил он на встрече со студентами в Университете Уагадугу, столице Буркина-Фасо. Свою позицию он подтвердил в твиттере: "Африканское наследие не может быть узником европейских музеев".
![Коллекция музея на набережной Бранли в Париже. 15 марта 2018 Коллекция музея на набережной Бранли в Париже. 15 марта 2018](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151655/57/1516555781_0:0:6000:4000_768x0_80_0_0_98e61e33fdc87a005f26ff02b2c437ad.jpg)
Традиционно музейщики воспринимают любые разговоры о возвращении ценностей в штыки. Но Эммануэля Макрона неожиданно поддержал президент Музея на набережной Бранли Стефан Мартен. "Это реальная проблема, культурное наследие исчезло с континента. С этим нужно что-то делать", — считает он.
Как именно делать, пока неясно: есть варианты временного возврата (под гарантии сохранности от государства) или изготовление копий. Понятно, что копии вряд ли устроят африканские страны. Один только Бенин требует вернуть несколько тысяч предметов искусства, вывезенных в Париж в качестве трофеев после второй франко-дагомейской войны 1892-1894 годов. В основном это предметы культа: статуи богов, ритуальные маски, двери, троны и скипетры.
Опасный прецедент
![Мраморы Элгина в Британском музее в Лондоне Мраморы Элгина в Британском музее в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151655/24/1516552438_0:0:4740:3160_768x0_80_0_0_061c1df1258721c7e819f9ccd0c22557.jpg)
Французский пример может стать прецедентом для всех европейских музеев, где хранятся бесценные произведения искусства, в свое время незаконно вывезенные из других стран. В первую очередь это коснется коллекции древнегреческого искусства Британского музея в Лондоне.
Долгие годы греческое правительство безуспешно борется за возвращение на родину "Мраморов Элгина". Это уникальная коллекция скульптур и фризов афинского Акрополя. В период наполеоновских войн, получив разрешение турецких властей, ее привез в Соединенное Королевство британский посол в Константинополе лорд Элгин. Десять лет он хранил собрание как свою частную собственность, а в 1816 году продал его Британскому музею.
![Статуя речного бога Илиссоса в Эрмитаже Статуя речного бога Илиссоса в Эрмитаже](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151655/25/1516552566_0:0:2986:2048_768x0_80_0_0_01b28019812ac50f14b233fa485a3c4e.jpg)
Уже тогда законность вывоза этих предметов из Греции вызывала сомнения, в том числе у самих британцев. Тем не менее с тех пор правительство не только не вернуло Афинам коллекцию, но и ни разу не дало разрешения на ее вывоз за пределы страны. Исключение сделали только для выставки по случаю 250-летия Эрмитажа — тогда в Санкт-Петербурге экспонировалась статуя бога Илисоса из коллекции Элгина.
Официальный Лондон неизменно отклоняет требования Греции вернуть национальные сокровища. Международные организации также бездействуют — вопрос о спорной коллекции стоит на повестке ЮНЕСКО уже десять лет. Чтобы поставить эту проблему перед европейским парламентом, грекам необходимо собрать миллион и одну подпись под петицией Всемирной ассоциации по воссоединению скульптур Парфенона на сайте www.bringthemback.org. Пока есть лишь половина, но правительство Греции не теряет надежду на справедливое рассмотрение дела.
Немецкий след
![Еврейское произведения искусства, конфискованное нацистами около 1940 года, во время презентации в Музее изобразительных искусств в Галле Еврейское произведения искусства, конфискованное нацистами около 1940 года, во время презентации в Музее изобразительных искусств в Галле](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151655/89/1516558936_0:0:4110:2916_768x0_80_0_0_3bae299db57c0e55df8ca5df6dde1082.jpg)
Конечно, больше всего претензий в связи с возвращением художественных ценностей предъявляется в Германии и Италии, где фашистские власти массово изымали произведения искусства у еврейских коллекционеров. Хотя в этих странах предусмотрена денежная компенсация наследникам, а в некоторых случаях возможно и возвращение музейных шедевров семьям законных владельцев, судьба многих экспонатов под вопросом.
Споры о праве на владение предметами искусства, полученными в результате войн, ведутся и в России. Яркий пример — трофейная коллекция под названием "Золото Шлимана". Немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил этот клад во время раскопок Трои в 1873 году. До Второй мировой войны бесценные предметы из золота, серебра, бронзы и камня, датированные 2400-2300 годами до нашей эры, хранились в Берлине.
![Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151655/36/1516553669_0:0:3024:2047_768x0_80_0_0_f7d2764bcef285b574de6a0b46139022.jpg)
В 1945 году клад в режиме строгой секретности был вывезен в Советский Союз. О том, что сокровища Трои находятся в Москве, официально объявили только в 1993-м. Через три года их впервые выставили в ГМИИ им. Пушкина. Часть коллекции также хранится в Эрмитаже. Оба музея выступают категорически против возврата "Золота Шлимана" Германии.
Однако есть и другие примеры. В 1955 году СССР в качестве жеста доброй воли вернул отреставрированную коллекцию Дрезденской галереи, которую фактически спасли специалисты Пушкинского музея. Правда, немецкая сторона периодически напоминает Москве, что не все предметы собрания вернулись на родину.
Так, в России остается коллекция Франса Кенигса. После прихода к власти нацистов немецкий банкир был вынужден продать за бесценок свое богатейшее собрание рисунков старых мастеров, которое осело в Дрезденской галерее. Оттуда его вывезли советские войска.
Коллекцию разделили между Москвой и Киевом, где она тайно хранилась до 1990-х. В 2004 году украинская сторона передала наследникам Кенигса свою часть собрания. Остальные 307 листов до сих пор находятся в собрании Пушкинского музея.