МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Анна Кочарова. Великий актер, выдающийся педагог, совестливый человек. Таким запомнят зрители, коллеги и ученики Олега Павловича Табакова. Таким он останется в истории русского театра, кино, да и просто в российской истории.
Он невероятно много работал. До последнего. И не просто работал, а служил театру, искусству, был предан делу. Именно под его руководством один из выдающихся театральных коллективов — МХТ имени Чехова — пережил непростые времена, сохранил свой статус лучшего театра страны и стал сценой, для которой ставили и где играли лучшие молодые режиссеры и актеры.
Во всем этом большая заслуга Олега Павловича, не только обладавшего собственным огромным талантом, но и умевшим видеть талант в других. Видел и ценил, что называется, давал дорогу молодым. Он был щедрым человеком — щедрым душевно. Его широкой натуры хватало на все: чтобы играть в театре, сниматься в кино, руководить, направлять, учить и воспитывать, помогать и поддерживать.
"Шумный день" — одна из первых киноролей молодого Олега Табакова, черно-белый фильм 1960 года. Давно снятая картина, которую сегодня пересматриваешь буквально на одном дыхании. Смотришь и понимаешь: великий дар Табакова проявился сразу, еще в юные годы. Ведь то, как он играет своего Олега, та энергия, глубина, — это игра сложившегося большого актера. Даже слово "игра" здесь кажется неуместным, потому что он не играет, а проживает эту роль, с полной самоотдачей, как говорят "на разрыв аорты".
Таким Олег Павлович будет всегда, в каждом спектакле, в каждом фильме и даже мультфильме. Недаром про его кота Матроскина в мультике "Трое из Простоквашино" говорят: роль.
Невероятная трудоспособность. Если просто взглянуть на его фильмографию, то удивляешься: как получалось, как находил время?.. Новые фильмы с его участием выходили один за другим, а иногда и по несколько картин сразу в один год. А ведь еще всегда был и театр, сцена. Табаков был прежде всего театральным актером — великим, без преувеличения.
И это огромное счастье наше, зрительское. Олег Павлович оставил нам десятки прекрасных фильмов, записей спектаклей, которые можно пересматривать и на которых можно воспитывать наших детей.
Запоминающаяся внешность. Невероятно обаятельная улыбка, мягкие черты лица, зачесанные назад волосы и приподнятый подбородок. Интеллигентность — вот главное качество, отличавшее его, да и многих людей его поколения.
Очень яркий и всегда разный. Можно ведь бесконечно вспоминать его роли. И чем больше перебираешь в памяти созданные образы, тем лучше понимаешь: он везде был самим собой, но нигде не повторялся. Он был ироничным Шелленбергом в "Семнадцати мгновениях весны" (1973), твердолобым Щебруком в "Неоконченной пьесе для механического пианино" (1977).
Во многом именно ради него мы смотрим "Несколько дней из жизни Обломова" (1979) и "Красавца-мужчину" (1978). И конечно, всегда ждем, пусть короткого, его появления в фильме "Москва слезам не верит" (1979). Олег Павлович был великим актером, и таким оставался даже в комических ролях — чего стоит его Мисс Эндрю в телевизионном фильме "Мэри Поппинс, до свидания!" (1983).
Наш театр осиротел, осиротели и все мы. Потому что само присутствие таких людей в нашей жизни задает определенную планку — духовную, нравственную, профессиональную.