МОСКВА, 12 фев — РИА Новости. Бойкотировать президентские выборы в марте собираются лишь 4% избирателей, 61% россиян не планирует делать этого и не имеет в своем близком окружении тех, кто намерен отказаться от участия в голосовании, свидетельствуют результаты опроса фонда "Общественное мнение".
Респондентам было предложено ответить на вопрос: "Есть люди, которые по принципиальным соображениям отказываются от участия в голосовании, то есть бойкотируют президентские выборы 18 марта. Скажите, среди Ваших знакомых, друзей, родственников такие люди есть или таких людей нет? Или, быть может, Вы сами решили бойкотировать эти выборы?"
Вариант ответа "таких людей нет" выбрали 61% опрошенных россиян, 24% сказали, что такие люди есть. Затруднились ответить 7%, отказались отвечать 4%, а заявили о том, что сами решили бойкотировать выборы, 4% респондентов.
Также участников опроса (кроме тех, кто заявил, что сам решил бойкотировать выборы) спросили, как они лично относятся к идее бойкота этих президентских выборов – "положительно, отрицательно или нейтрально?" (отвечали 96% респондентов).
Вариант "отрицательно" выбрал 51%, нейтрально — 35%, положительно — 5%, затруднились ответить 3%, отказались от ответа 2%.
Тем, кто отрицательно относится к идее бойкота президентских выборов (51% респондентов), был задан открытый вопрос — "Почему вы отрицательно относитесь к идее бойкота этих президентских выборов?". По данным опроса, 22% считают, что в выборах президента должны участвовать все, это гражданский долг, 7% затруднились ответить, 6% считают, что бойкот бесполезен, это ничего не даст, 4% устраивает работа главы государства Владимира Путина и они хотят снова видеть его на посту президента, еще 4% заявили, что в стране должен быть президент, 3% убеждены, что бойкот приведет к нестабильности, беспорядку, 2% заявляют, что бойкот выборов не нужен. Один процент тех, кто относится к идее бойкота отрицательно, считает, что избирательные бюллетени тех, кто не голосовал, могут быть использованы для фальсификации результатов выборов, столько же респондентов считают, что выборы всё равно состоятся, итогом будет мнение меньшего числа людей, а 1% опрошенных полагает, что бойкот приведет к лишним тратам бюджетных средств, еще 1% дал другие варианты ответов.
Тем, кто положительно относится к идее бойкота президентских выборов (5% респондентов), был задан открытый вопрос — "Почему вы положительно относитесь к идее бойкота этих президентских выборов?". Два процента респондентов затруднились ответить, 1% заявил, что не доверяет выборам, 1% недоволен ситуацией в стране и работой властей, 1% считает, что это личное мнение, право граждан, 1% дал другой вариант ответа.
Что касается распределения по возрасту, то среди респондентов старше 60 лет отрицательно к идее бойкота выборов относятся 67%, положительно — 7%, нейтрально — 16%, оставшиеся проценты распределились между теми, кто затруднился ответить (6%), отказался от ответа (3%), вопрос не задавался 1% опрошенных. Среди респондентов 46-60 лет эти показатели составляют 58% (отрицательно), 4% (положительно), 31% (нейтрально), 2% (затрудняюсь ответить), 1% (отказ от ответа), 3% вопрос не задавался. Респонденты в возрастном промежутке от 31 до 45 лет дали следующие ответы: отрицательно — 45%, положительно — 4%, нейтрально — 41%, затруднились ответить 3%, отказались отвечать 2%, вопрос не задавался 5% опрашиваемых в данной категории. Что касается самой молодой группы избирателей от 18 до 30 лет — то 36% опрошенных заявили, что лично отрицательно относятся к идее бойкота выборов, положительно — 7%, нейтрально — 48%, затруднились ответить 3%, отказались отвечать 2%, 5% вопрос не задавался.
Полные данные опроса можно прочитать на сайте ФОМ.
Фонд "Общественное мнение" — российская некоммерческая организация, занимающаяся социологическими исследованиями. Исследование проводилось ООО "инФОМ" в рамках заказа фонда "Общественное мнение" (проект ФОМ-ОМ).
Опрос "ФОМнибус" проходил 3-4 февраля, в нем приняли участие 1,5 тысячи респондентов из 104 населенных пунктов 53 субъектов РФ. Статистическая погрешность исследования не превышает 3,6%. Метод опроса — интервью по месту жительства респондента.