Несмотря на активизацию межкорейского диалога, отношения Севера и Юга остаются на крайне низком уровне. О ситуации на Корейском полуострове, размещении ПРО США для сдерживания угрозы КНДР, а также о совместных экономических проектах Москвы с Сеулом и Пхеньяном в интервью РИА Новости в преддверии своего профессионального праздника рассказал посол России в Южной Корее Александр Тимонин.
— В связи с предстоящим Днем дипломата не могли бы вы поделиться, что для вас означает этот день и как обычно вы его отмечаете?
— Прежде всего, пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег-дипломатов с нашим общим праздником и пожелать всем больших успехов в профессиональной деятельности на благо нашей Родины. Как и другие российские посольства, мы ежегодно отмечаем День дипломата 10 февраля проведением целого комплекса различных мероприятий, главное из которых — прием с участием представителей южнокорейских политических, деловых и общественных кругов, а также дипкорпуса. Кроме того, организуем интервью и брифинги для СМИ РК, посвященные истории, современным достижениям и задачам российской дипломатии. В школе при посольстве проходят встречи дипломатов с учащимися, спортивные соревнования, посвященные этому знаменательному дню.
Хорошей традицией в связи с этим праздником стало ежегодное посещение сотрудниками, учителями и учащимися школы при посольстве сеульского кладбища Янхваджин и возложение цветов к могиле Сергея Виссарионовича Чиркина — блестящего российского дипломата, в начале XX века успешно отстаивавшего интересы России в составе российской дипмиссии в Корее.
— Как вы оцениваете развитие российско-южнокорейских отношений на данном этапе? Какова тенденция во взаимном товарообороте — растут ли его показатели?
— Взаимовыгодные, ориентированные в будущее отношения с Республикой Корея остаются одним из приоритетов политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. За 27 лет, прошедших после установления дипломатических отношений между двумя странами, мы смогли достичь значительных результатов на всех направлениях. Несмотря на нынешнюю непростую международную обстановку, России и РК удалось сохранить активный политический диалог на всех уровнях, расширить взаимовыгодное сотрудничество в сферах торговли, энергетики, экономики, науки и техники, культуры и даже в космосе. У нас нет исторических или политических проблем, которые мешали бы продолжать строить в XXI веке по-настоящему добрососедские и взаимовыгодные связи. На этом пути важнейшее значение имели итоги состоявшихся во Владивостоке 6 сентября 2017 года переговоров высших руководителей наших стран, укрепивших российско-корейские связи и определивших ориентиры взаимодействия на ближайшие годы.
Расширению двусторонних экономических связей могла бы, на наш взгляд, способствовать набирающая темпы реализация совместных крупномасштабных инвестиционных проектов в регионах Сибири и Дальнего Востока России, создание новых производств при активном использовании преимуществ для иностранного бизнеса в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток.
В ходе прошлогоднего третьего Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке между нашими деловыми кругами были подписаны соглашения во многих сферах промышленности, энергетики, биотехнологий, медицины, сельского хозяйства, строительства и туризма.
Активно идет работа по подключению РК к сотрудничеству в рамках Арктического совета, привлечению южнокорейских судоходных компаний к освоению Северного морского пути, а южнокорейского бизнеса — к участию в развитии его инфраструктуры.
Перспективным представляется развитие сотрудничества в области электроэнергетики, в том числе в организации экспорта электроэнергии из России на Корейский полуостров. Это сложная и масштабная работа, требующая учета многих политических и технических аспектов. Однако она нацелена на перспективу, и ее результаты, помимо экономической выгоды, могут содействовать укреплению стабильности на Корейском полуострове и в регионе в целом.
Наряду с совместными инфраструктурными проектами, компании из РК уже принимают участие в создании новых высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке России.
Хотел бы особо подчеркнуть, что в 2017 году удалось преодолеть наблюдавшийся в 2015-2016 годах спад в российско-южнокорейской торговле. В минувшем году объем двустороннего товарооборота составил 18,9 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 41,4%.
— Заинтересован ли Сеул в увеличении поставок российского газа? Идут ли сейчас предметные переговоры по этому вопросу?
— Следует иметь в виду, что действующее правительство РК последовательно реализует новую энергетическую политику, связанную с ограничением строительства новых атомных электростанций, и рассматривает в качестве альтернативы увеличение объемов импорта сжиженного природного газа. В этой связи нынешняя ситуация, складывающаяся на энергетическом рынке РК, весьма благоприятна для увеличения объемов экспорта российского СПГ в Южную Корею.
В 2016 году Газпром и Корейская газовая корпорация (KOGAS) подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее реализацию проектов по производству, транспортировке и регазификации СПГ. В настоящее время доля Газпрома на южнокорейском рынке составляет 7% (в 2016 году 1,9 миллиона тонн СПГ). По оценкам экспертов, в случае заключения долгосрочного контракта между Газпромом и KOGAS к 2020 году объемы поставок могут вырасти до 7 миллионов тонн, а к 2030 году — до 10 миллионов тонн в год.
— В связи с наметившимся потеплением в отношениях Юга и Севера идет ли речь о возобновлении трехстороннего проекта строительства газопровода из РФ в Южную Корею через территорию КНДР? Как вы оцениваете шансы на разморозку этого проекта?
— Разворот Южной Кореи в сторону развития газовой отрасли заставляет экспертов вновь возвращаться к проекту строительства газопровода из России в РК через территорию КНДР. Руководство Республики Корея неоднократно заявляло о возможности реализации упомянутого вами проекта в случае нормализации диалога с Пхеньяном. К сожалению, несмотря на наметившиеся в последнее время позитивные тенденции в межкорейских контактах, отношения между РК и КНДР в целом продолжают оставаться на крайне низком уровне, и говорить о возможности реанимирования данного проекта пока рано.
Со своей стороны считаю, что реализация трехсторонних экономических проектов с участием России, РК и КНДР открывает огромные возможности для корейского урегулирования. Соединение Транссиба и Транскорейской железной дороги, строительство линий электропередачи, соединяющих Россию и две Кореи, а также прокладка газопровода способны коренным образом изменить геополитическую ситуацию в регионе, способствовать нормализации межкорейских отношений и решению ядерной проблемы Корейского полуострова.
— Есть ли у Москвы данные, когда будет развернута система ПРО США THAAD в Южной Корее? Учитывает ли Сеул опасения Москвы и готов ли предоставить гарантии, что управлять системой ПРО будут не американские военные?
— Исходим из того, что непрерывное наращивание вооруженного присутствия США в районе Корейского полуострова, включая установку на Юге американских систем ПРО, явно выходит за рамки решения задачи сдерживания северокорейской угрозы. Очевидно, что, вынося передовые рубежи своей стратегической обороны в Северо-Восточную Азию, США шаг за шагом расширяют возможности проведения военных операций против расположенных в регионе стран. Если говорить об опасных последствиях размещения американской глобальной ПРО в Южной Корее, то не могу не отметить, что любая демонстрация "военных мускулов" Вашингтоном и его союзниками значительно сужает возможности деэскалации напряженности на Корейском полуострове и поиска путей политико-дипломатического урегулирования всего комплекса корейских проблем.
Уверен, что реальной альтернативой усиления санкций и военного давления на КНДР является скорейший запуск шестистороннего переговорного процесса на основе российско-китайской трехэтапной дорожной карты урегулирования проблем Корейского полуострова. Активное содействие этому процессу является в настоящее время важнейшей задачей российской дипломатии на корейском направлении.