Рейтинг@Mail.ru
Как разведка США в годы холодной войны собирала данные о советском оружии - РИА Новости, 01.02.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как разведка США в годы холодной войны собирала данные о советском оружии

Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Разведка США во времена холодной войны проводила специальные операции, целью которых был поиск и сбор данных о врагах. Усилия были направлены прежде всего против СССР и КНР, разведка велась как в военное, так и в мирное время. Интерес для агентов США представляло вооружение, использованное в ходе Второй мировой войны — в Штатах хотели изучить технические характеристики этого военного оснащения и создать нечто в противовес. В целевом списке разведки были и объекты гражданского назначения, которые могли пролить свет на экономический и технологический прогресс стран-конкурентов.

Центр города Сталинграда после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война 1941-1945 годов
Загнанный волк. Как брали в плен фельдмаршала Паулюса
Американская некоммерческая организация National Security Archive опубликовала в ночь на четверг тексты более 40 документов, посвященных таким находкам. Выяснилось, что агенты ЦРУ и Пентагона буквально прошерстили земной шар в поисках "улик" и в итоге собрали коллекцию различного оборудования и его частей, произведенного преимущественно в СССР. В коллекцию вошли части ракет и космических снарядов, вернувшихся на Землю, электронные приборы, медикаменты.

Впечатляющие цифры

Для целей разведки в США были образованы многочисленные подразделения, в том числе подотчетная ЦРУ группа по материалам из Советского Союза – Sovmat. Через какое-то время, точно неизвестно, когда, группа была переименована в службу по иностранным объектам. Среди документов можно найти статистические отчеты Sovmat, в которых приводятся данные по числу стратегических находок.

Так, например, в 1960 году было собрано 1232 единицы техники, сотрудники Sovmat получили в распоряжение 423 единицы. Американским специалистам удалось получить образцы советского электронного оборудования, а также научные и биологические образцы, причем многие из них — во время посещения советских научных институтов американскими учеными. В числе прочих находок "образцы новой продукции коммунистического Китая" и "необходимая информация о качестве китайского коммунистического экспорта, который стремится завоевать часть азиатского рынка".

На войне все средства хороши

Сталинград. Декабрь 1942 г. Уличный бой. Санитарка перевязывает раненого. Архивное фото
В Европе пройдет выставка "Сталинград. Призыв к миру"
Американские власти использовали самые разные способы добыть интересующий материал и не жалели средств. В середине 1960-х, когда СССР тестировал межконтинентальные баллистические ракеты, США направили в район испытаний корабли с датчиками для установления размеров, конфигурации и технических параметров советских разработок. США выделили 11,3 миллиона долларов на разработку глубоководного аппарата в рамках проекта SAND DOLLAR для обнаружения головных частей ракеты или их обломков с целью дальнейшего анализа.

В 1967 году исследователям в США удалось изучить модели советских зондов "Спутник" и "Луник". "Американская разведка дважды получала ограниченный доступ к "Лунику", во второй раз удалось "позаимствовать" аппарат на ночь и вернуть утром до того, как советские установили пропажу", — сообщается в соответствующем документе.

Помимо прочего, американские эксперты оценивали сроки службы советских самолетов и анализировали факторы, которые позволяют продлить боевой ресурс летательных аппаратов из СССР. Среди документов есть подробный отчет об изучении запального шнура ракеты K-13, классифицируемой в США как Atoll, и доклад о газобаллоне от советского спутника, обнаруженном в Висконсине. Последний был направлен на базу ВВС Райт-Паттерсон.

Письма с фронта Василию Теркину. Карикатуры блокадного Ленинграда
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин""Сатира и карикатуры на военно-историческую тему появились задолго до Великой Отечественной войны — во времена Отечественной войны 1812 года", — рассказывает Юлия Веретнова, начальник выставочного отдела Музейного агентства Ленинградской области. Тогда выпускали листовки, посвященные борьбе с Наполеоном и французской армией. Первая страница обложки книги "Карлушку — на мушку!"
Первая страница обложки книги  Карлушку - на мушку! [Текст] : Фронтовая сатира и юмор [в стихах] / Владимир Иванов (Боец Иван Муха) ; [Ил. В. Гальб] ; Полит. упр. Ленингр. фронта. - Ленинград : Воен. изд-во. [Отд-ние при Ленингр. фронте], 1944 г.
"Сатира и карикатуры на военно-историческую тему появились задолго до Великой Отечественной войны — во времена Отечественной войны 1812 года", — рассказывает Юлия Веретнова, начальник выставочного отдела Музейного агентства Ленинградской области. Тогда выпускали листовки, посвященные борьбе с Наполеоном и французской армией. Первая страница обложки книги "Карлушку — на мушку!"
1 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Рисунок "После налета советской авиации". Директор военного завода в районе Берлина: — Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет...
Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
После налета советской авиации Директор военного завода в районе Берлина: - Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет... Флит А., Лео Б. В лоб! Сатира на фронте. Л., М.: Искусство. 1941
Рисунок "После налета советской авиации". Директор военного завода в районе Берлина: — Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет...
Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
2 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"В XIX веке в сатирических иллюстрациях художники, по сути, опирались на традиционный лубок: враг изображался комически, а полководец (например, Кутузов) — в образе богатыря. Первая страница обложки книги Флит А. "Гансы и фрицы".
Первая страница обложки книги. Флит А. Гансы и фрицы. Басни. Л.: Искусство, 1942 г.
В XIX веке в сатирических иллюстрациях художники, по сути, опирались на традиционный лубок: враг изображался комически, а полководец (например, Кутузов) — в образе богатыря. Первая страница обложки книги Флит А. "Гансы и фрицы".
3 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Военные карикатуры создавались на протяжении всего XIX века — в периоды разных конфликтов. Первая страница обложки книги В. Гальб "Блиц-крик и фриц-вой".
Первая страница обложки книги В. Гальб. Блиц-крик и фриц-вой. Ленинград, Москва, государственное издательство Исусство, типография им. Ив. Федорова. Тираж 5000 экз. 1944 г.
Военные карикатуры создавались на протяжении всего XIX века — в периоды разных конфликтов. Первая страница обложки книги В. Гальб "Блиц-крик и фриц-вой".
4 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Во время Великой Отечественной эти традиции продолжились, но немного в ином ключе. "Блиц-крик".Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
Блиц-крик. Флит А., Лео Б. В лоб! Сатира на фронте. Л., М.: Искусство, 1941 г.
Во время Великой Отечественной эти традиции продолжились, но немного в ином ключе. "Блиц-крик".Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
5 из 15
© Из коллекции В.И. Елкина"Как и раньше, к рисунку добавляли рифмованный текст. Но сами картинки стали иными — боле натуралистичными по сравнению с XIX веком", — отмечает Юлия Веретнова. Почтовая карточка "Цепные фашистские собаки (Геббельс)". Художник и автор текста — В.А. Гальба.
Почтовая карточка Цепные фашистские собаки (Геббельс). Художник и автор текста В.А. Гальба. Издательство Искусство, типография ЛТ УН-9, 1943 г.
"Как и раньше, к рисунку добавляли рифмованный текст. Но сами картинки стали иными — боле натуралистичными по сравнению с XIX веком", — отмечает Юлия Веретнова. Почтовая карточка "Цепные фашистские собаки (Геббельс)". Художник и автор текста — В.А. Гальба.
6 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Сатира стала более острой и злой. "Отчасти такая натуралистичность была связана с появившимся искусством кино, которое позволяло показывать окружающий мир иначе", — считает Юлия Веретнова. Это в любом случае влияло и на изобразительное искусство. "Транспортный самолет армии Паулюса". Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
Транспортный самолет армии Паулюса. Гальб В. Блиц-крик и фриц-вой. Л., М.: Искусство. 1944 г.
Сатира стала более острой и злой. "Отчасти такая натуралистичность была связана с появившимся искусством кино, которое позволяло показывать окружающий мир иначе", — считает Юлия Веретнова. Это в любом случае влияло и на изобразительное искусство. "Транспортный самолет армии Паулюса". Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
7 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"На карикатурах было множество подробных военных деталей, вражеские солдаты зачастую изображались в виде инвалидов. Иллюстрация "Генерал на бегу" из книги Флит А. "Гансы и фрицы".
Генерал на бегу. Флит А. Гансы и фрицы. Басни. Л.: Искусство, 1942
На карикатурах было множество подробных военных деталей, вражеские солдаты зачастую изображались в виде инвалидов. Иллюстрация "Генерал на бегу" из книги Флит А. "Гансы и фрицы".
8 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Благодаря знаменитой поэме Александра Твардовского мы все знаем Василия Теркина. Впервые этот персонаж появился на страницах газеты "На страже Родины" еще во время советско-финской войны. В издании был специальный раздел, где публиковались истории похождений русского бравого солдата. "В зоопарке". Текст к иллюстрации:"- Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!" Газета "Красноармейская правда".
В зоопарке. Текст к иллюстрации: - Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!   Газета Красноармейская правда. Из коллекции Историко-литературного музея Вася Теркин
Благодаря знаменитой поэме Александра Твардовского мы все знаем Василия Теркина. Впервые этот персонаж появился на страницах газеты "На страже Родины" еще во время советско-финской войны. В издании был специальный раздел, где публиковались истории похождений русского бравого солдата. "В зоопарке". Текст к иллюстрации:"- Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!" Газета "Красноармейская правда".
9 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Теркин был далеко не единственным литературным персонажем, воплощавшим образ удачливого бойца-балагура. Во время Великой Отечественной на страницах разных газет фигурировали и другие популярные герои с говорящими именами: казак Иван Гвоздев, разведчик Иван Штык, Трофим Бомба, Остап Пуля. "Микрофон и бумага".Флит А. "Гансы и фрицы".
Микрофон и бумага. Флит А. Гансы и фрицы. Басни. Л.: Искусство, 1942 г.
Теркин был далеко не единственным литературным персонажем, воплощавшим образ удачливого бойца-балагура. Во время Великой Отечественной на страницах разных газет фигурировали и другие популярные герои с говорящими именами: казак Иван Гвоздев, разведчик Иван Штык, Трофим Бомба, Остап Пуля. "Микрофон и бумага".Флит А. "Гансы и фрицы".
10 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Считается, что всего таких героев-бойцов, обитавших на страницах газет, было порядка 60 — над этими образами работали разные писатели, сегодня уже мало знакомые читателям. "По беды Германии".Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
По беды Германии. Гальб В. Блиц-крик и фриц-вой. Л., М.: Искусство. 1944 г.
Считается, что всего таких героев-бойцов, обитавших на страницах газет, было порядка 60 — над этими образами работали разные писатели, сегодня уже мало знакомые читателям. "По беды Германии".Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
11 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"В редакции газет приходили сотни писем с фронта: бойцы воспринимали литературных персонажей как реальных людей. Уже это говорит о том, насколько действенной была сатира. "На высоте положения".Рис. Л. Коростышевского. Газета "Знамя Победы".
На высоте положения. Рис. Л. Коростышевского. Газета Знамя Победы. 1941 г., 25 октября.
В редакции газет приходили сотни писем с фронта: бойцы воспринимали литературных персонажей как реальных людей. Уже это говорит о том, насколько действенной была сатира. "На высоте положения".Рис. Л. Коростышевского. Газета "Знамя Победы".
12 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Практически во всех изданиях имелись свои отделы сатиры и юмора, где описывали жизнь этих персонажей. Кстати, как и имена вымышленных бойцов, названия этих газетных рубрик были яркими: "Прямой наводкой", "Беглым огнем", "Штыком балтийским". Гитлеровский "Блицкриг". Рис. худ. Кукрыниксы. Газета "Знамя Победы".
Гитлеровский Блицкриг. Рис. худ. Кукрыниксы. Газета Знамя Победы. 1941 г., 2 октября.
Практически во всех изданиях имелись свои отделы сатиры и юмора, где описывали жизнь этих персонажей. Кстати, как и имена вымышленных бойцов, названия этих газетных рубрик были яркими: "Прямой наводкой", "Беглым огнем", "Штыком балтийским". Гитлеровский "Блицкриг". Рис. худ. Кукрыниксы. Газета "Знамя Победы".
13 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Что касается образа врага, то Гитлера обычно сравнивали с его предшественниками, которые потерпели поражение в России: с Наполеоном и тевтонскими рыцарями времен Ледового побоища. "Фашистский "Культуртрегер". Газета "Знамя Победы", 1941 г.
Фашистский Культуртрегер. Газета Знамя Победы, 1941 г., 4 августа, №116
Что касается образа врага, то Гитлера обычно сравнивали с его предшественниками, которые потерпели поражение в России: с Наполеоном и тевтонскими рыцарями времен Ледового побоища. "Фашистский "Культуртрегер". Газета "Знамя Победы", 1941 г.
14 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Открытки выпускались тиражами порядка тысячи экземпляров. Чаще всего это были репродукции известных плакатов, а часть создавалась по мотивам литературных произведений тех лет. Таких открыток до наших дней дошло совсем немного. Работа "Закон разведчика — дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость".
Закон разведчика - дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость. Владимиров В. Дружеские беседы - как добиться победы. Раешник. Л.: Военное издательство народного комиссариата обороны. 1945
Открытки выпускались тиражами порядка тысячи экземпляров. Чаще всего это были репродукции известных плакатов, а часть создавалась по мотивам литературных произведений тех лет. Таких открыток до наших дней дошло совсем немного. Работа "Закон разведчика — дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость".
15 из 15
"Сатира и карикатуры на военно-историческую тему появились задолго до Великой Отечественной войны — во времена Отечественной войны 1812 года", — рассказывает Юлия Веретнова, начальник выставочного отдела Музейного агентства Ленинградской области. Тогда выпускали листовки, посвященные борьбе с Наполеоном и французской армией. Первая страница обложки книги "Карлушку — на мушку!"
1 из 15
Рисунок "После налета советской авиации". Директор военного завода в районе Берлина: — Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет...
Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
2 из 15
В XIX веке в сатирических иллюстрациях художники, по сути, опирались на традиционный лубок: враг изображался комически, а полководец (например, Кутузов) — в образе богатыря. Первая страница обложки книги Флит А. "Гансы и фрицы".
3 из 15
Военные карикатуры создавались на протяжении всего XIX века — в периоды разных конфликтов. Первая страница обложки книги В. Гальб "Блиц-крик и фриц-вой".
4 из 15
Во время Великой Отечественной эти традиции продолжились, но немного в ином ключе. "Блиц-крик".Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
5 из 15
"Как и раньше, к рисунку добавляли рифмованный текст. Но сами картинки стали иными — боле натуралистичными по сравнению с XIX веком", — отмечает Юлия Веретнова. Почтовая карточка "Цепные фашистские собаки (Геббельс)". Художник и автор текста — В.А. Гальба.
6 из 15
Сатира стала более острой и злой. "Отчасти такая натуралистичность была связана с появившимся искусством кино, которое позволяло показывать окружающий мир иначе", — считает Юлия Веретнова. Это в любом случае влияло и на изобразительное искусство. "Транспортный самолет армии Паулюса". Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
7 из 15
На карикатурах было множество подробных военных деталей, вражеские солдаты зачастую изображались в виде инвалидов. Иллюстрация "Генерал на бегу" из книги Флит А. "Гансы и фрицы".
8 из 15
Благодаря знаменитой поэме Александра Твардовского мы все знаем Василия Теркина. Впервые этот персонаж появился на страницах газеты "На страже Родины" еще во время советско-финской войны. В издании был специальный раздел, где публиковались истории похождений русского бравого солдата. "В зоопарке". Текст к иллюстрации:"- Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!" Газета "Красноармейская правда".
9 из 15
Теркин был далеко не единственным литературным персонажем, воплощавшим образ удачливого бойца-балагура. Во время Великой Отечественной на страницах разных газет фигурировали и другие популярные герои с говорящими именами: казак Иван Гвоздев, разведчик Иван Штык, Трофим Бомба, Остап Пуля. "Микрофон и бумага".Флит А. "Гансы и фрицы".
10 из 15
Считается, что всего таких героев-бойцов, обитавших на страницах газет, было порядка 60 — над этими образами работали разные писатели, сегодня уже мало знакомые читателям. "По беды Германии".Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
11 из 15
В редакции газет приходили сотни писем с фронта: бойцы воспринимали литературных персонажей как реальных людей. Уже это говорит о том, насколько действенной была сатира. "На высоте положения".Рис. Л. Коростышевского. Газета "Знамя Победы".
12 из 15
Практически во всех изданиях имелись свои отделы сатиры и юмора, где описывали жизнь этих персонажей. Кстати, как и имена вымышленных бойцов, названия этих газетных рубрик были яркими: "Прямой наводкой", "Беглым огнем", "Штыком балтийским". Гитлеровский "Блицкриг". Рис. худ. Кукрыниксы. Газета "Знамя Победы".
13 из 15
Что касается образа врага, то Гитлера обычно сравнивали с его предшественниками, которые потерпели поражение в России: с Наполеоном и тевтонскими рыцарями времен Ледового побоища. "Фашистский "Культуртрегер". Газета "Знамя Победы", 1941 г.
14 из 15
Открытки выпускались тиражами порядка тысячи экземпляров. Чаще всего это были репродукции известных плакатов, а часть создавалась по мотивам литературных произведений тех лет. Таких открыток до наших дней дошло совсем немного. Работа "Закон разведчика — дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость".
15 из 15

"Манипуляции с этим фрагментом советского космического аппарата имели много осложнений с точки зрения международной политики. Резолюция ООН от 1963 года призывает возвращать иностранные космические объекты правительству страны регистрации, а статья 8 недавно заключенного Договора о космосе также требует их возвращения", — говорится в тексте документа. Там же сообщается, что в итоге в ЦРУ решили не возвращать находку в СССР.

Вокруг света

В августе 1951 года американским военным при поддержке британских и южнокорейских коллег в ходе двух поисковых операций удалось почти полностью восстановить по обломкам советский истребитель МиГ-15. Обломки потерпевшего крушение самолета, обнаруженные у западного побережья Северной Кореи, были направлены в Air Technical Intelligence Center в Огайо для изучения.

Национальная дружина во время присяги в Киеве. 28 января 2018
Украинский нацизм: их водила молодость в факельный поход
В конце 1966 года ВС Ганы передали США для изучения советское оружие сухопутных войск, а годом позже американцы уже вели переговоры с израильтянами по получению доступа к оружию, захваченному израильской армией после Шестидневной войны. Этот проект был назван MEXPO, американские специалисты получили доступ сначала к второстепенным единицам техники, находящимся в Израиле, а немного позже и ко всему остальному захваченному оружию, в том числе к высокоприоритетному, такому как ЗРК С-75 "Десна".

Примерно в это же время США решили "попытать счастья" в Йемене и обратились к властям страны с запросом на получение доступа к советским боевым химическим веществам. Судьба этого запроса неизвестна.

Сразу несколько документов посвящено обсуждению обломков космического аппарата, обнаруженных в Непале. В Вашингтоне эту находку, датированную 1968 годом, оценили очень высоко вне зависимости от того, какое происхождение она имеет – предполагалось, что китайское или советское. В связи с этим чиновники обсуждали возможные способы доставить фрагменты в США для тщательного анализа. Завершается список отчетом по переносному оружию, которое израильским силам удалось перехватить в Ливане и о котором США вели переговоры с израильской стороной.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала