Рейтинг@Mail.ru
Письма с фронта Василию Теркину. Карикатуры блокадного Ленинграда - РИА Новости, 31.01.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Письма с фронта Василию Теркину. Карикатуры блокадного Ленинграда

Читать ria.ru в
Дзен

Едкая сатира времен Великой Отечественной поддерживала бойцов на фронте и вселяла уверенность в тех, кто трудился в тылу. Открытки, плакаты и книги с карикатурами представлены на выставке "Наш смех — фрицу слезы", которая открылась в петербургском выставочном зале "Смольный" и приурочена к 75-летию прорыва блокады Ленинграда. Самые интересные экспонаты выставки — в фотоленте Ria.ru.

© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин""Сатира и карикатуры на военно-историческую тему появились задолго до Великой Отечественной войны — во времена Отечественной войны 1812 года", — рассказывает Юлия Веретнова, начальник выставочного отдела Музейного агентства Ленинградской области. Тогда выпускали листовки, посвященные борьбе с Наполеоном и французской армией. Первая страница обложки книги "Карлушку — на мушку!"
Первая страница обложки книги  Карлушку - на мушку! [Текст] : Фронтовая сатира и юмор [в стихах] / Владимир Иванов (Боец Иван Муха) ; [Ил. В. Гальб] ; Полит. упр. Ленингр. фронта. - Ленинград : Воен. изд-во. [Отд-ние при Ленингр. фронте], 1944 г.
"Сатира и карикатуры на военно-историческую тему появились задолго до Великой Отечественной войны — во времена Отечественной войны 1812 года", — рассказывает Юлия Веретнова, начальник выставочного отдела Музейного агентства Ленинградской области. Тогда выпускали листовки, посвященные борьбе с Наполеоном и французской армией. Первая страница обложки книги "Карлушку — на мушку!"
1 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Рисунок "После налета советской авиации". Директор военного завода в районе Берлина: — Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет...
Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
После налета советской авиации Директор военного завода в районе Берлина: - Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет... Флит А., Лео Б. В лоб! Сатира на фронте. Л., М.: Искусство. 1941
Рисунок "После налета советской авиации". Директор военного завода в районе Берлина: — Интересуюсь, как бы пройти в свой кабинет...
Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
2 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"В XIX веке в сатирических иллюстрациях художники, по сути, опирались на традиционный лубок: враг изображался комически, а полководец (например, Кутузов) — в образе богатыря. Первая страница обложки книги Флит А. "Гансы и фрицы".
Первая страница обложки книги. Флит А. Гансы и фрицы. Басни. Л.: Искусство, 1942 г.
В XIX веке в сатирических иллюстрациях художники, по сути, опирались на традиционный лубок: враг изображался комически, а полководец (например, Кутузов) — в образе богатыря. Первая страница обложки книги Флит А. "Гансы и фрицы".
3 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Военные карикатуры создавались на протяжении всего XIX века — в периоды разных конфликтов. Первая страница обложки книги В. Гальб "Блиц-крик и фриц-вой".
Первая страница обложки книги В. Гальб. Блиц-крик и фриц-вой. Ленинград, Москва, государственное издательство Исусство, типография им. Ив. Федорова. Тираж 5000 экз. 1944 г.
Военные карикатуры создавались на протяжении всего XIX века — в периоды разных конфликтов. Первая страница обложки книги В. Гальб "Блиц-крик и фриц-вой".
4 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Во время Великой Отечественной эти традиции продолжились, но немного в ином ключе. "Блиц-крик".Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
Блиц-крик. Флит А., Лео Б. В лоб! Сатира на фронте. Л., М.: Искусство, 1941 г.
Во время Великой Отечественной эти традиции продолжились, но немного в ином ключе. "Блиц-крик".Флит А., Лео Б. "В лоб! Сатира на фронте".
5 из 15
© Из коллекции В.И. Елкина"Как и раньше, к рисунку добавляли рифмованный текст. Но сами картинки стали иными — боле натуралистичными по сравнению с XIX веком", — отмечает Юлия Веретнова. Почтовая карточка "Цепные фашистские собаки (Геббельс)". Художник и автор текста — В.А. Гальба.
Почтовая карточка Цепные фашистские собаки (Геббельс). Художник и автор текста В.А. Гальба. Издательство Искусство, типография ЛТ УН-9, 1943 г.
"Как и раньше, к рисунку добавляли рифмованный текст. Но сами картинки стали иными — боле натуралистичными по сравнению с XIX веком", — отмечает Юлия Веретнова. Почтовая карточка "Цепные фашистские собаки (Геббельс)". Художник и автор текста — В.А. Гальба.
6 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Сатира стала более острой и злой. "Отчасти такая натуралистичность была связана с появившимся искусством кино, которое позволяло показывать окружающий мир иначе", — считает Юлия Веретнова. Это в любом случае влияло и на изобразительное искусство. "Транспортный самолет армии Паулюса". Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
Транспортный самолет армии Паулюса. Гальб В. Блиц-крик и фриц-вой. Л., М.: Искусство. 1944 г.
Сатира стала более острой и злой. "Отчасти такая натуралистичность была связана с появившимся искусством кино, которое позволяло показывать окружающий мир иначе", — считает Юлия Веретнова. Это в любом случае влияло и на изобразительное искусство. "Транспортный самолет армии Паулюса". Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
7 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"На карикатурах было множество подробных военных деталей, вражеские солдаты зачастую изображались в виде инвалидов. Иллюстрация "Генерал на бегу" из книги Флит А. "Гансы и фрицы".
Генерал на бегу. Флит А. Гансы и фрицы. Басни. Л.: Искусство, 1942
На карикатурах было множество подробных военных деталей, вражеские солдаты зачастую изображались в виде инвалидов. Иллюстрация "Генерал на бегу" из книги Флит А. "Гансы и фрицы".
8 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Благодаря знаменитой поэме Александра Твардовского мы все знаем Василия Теркина. Впервые этот персонаж появился на страницах газеты "На страже Родины" еще во время советско-финской войны. В издании был специальный раздел, где публиковались истории похождений русского бравого солдата. "В зоопарке". Текст к иллюстрации:"- Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!" Газета "Красноармейская правда".
В зоопарке. Текст к иллюстрации: - Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!   Газета Красноармейская правда. Из коллекции Историко-литературного музея Вася Теркин
Благодаря знаменитой поэме Александра Твардовского мы все знаем Василия Теркина. Впервые этот персонаж появился на страницах газеты "На страже Родины" еще во время советско-финской войны. В издании был специальный раздел, где публиковались истории похождений русского бравого солдата. "В зоопарке". Текст к иллюстрации:"- Ой, мама, посмотри, сколько Геббельсов!" Газета "Красноармейская правда".
9 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Теркин был далеко не единственным литературным персонажем, воплощавшим образ удачливого бойца-балагура. Во время Великой Отечественной на страницах разных газет фигурировали и другие популярные герои с говорящими именами: казак Иван Гвоздев, разведчик Иван Штык, Трофим Бомба, Остап Пуля. "Микрофон и бумага".Флит А. "Гансы и фрицы".
Микрофон и бумага. Флит А. Гансы и фрицы. Басни. Л.: Искусство, 1942 г.
Теркин был далеко не единственным литературным персонажем, воплощавшим образ удачливого бойца-балагура. Во время Великой Отечественной на страницах разных газет фигурировали и другие популярные герои с говорящими именами: казак Иван Гвоздев, разведчик Иван Штык, Трофим Бомба, Остап Пуля. "Микрофон и бумага".Флит А. "Гансы и фрицы".
10 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Считается, что всего таких героев-бойцов, обитавших на страницах газет, было порядка 60 — над этими образами работали разные писатели, сегодня уже мало знакомые читателям. "По беды Германии".Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
По беды Германии. Гальб В. Блиц-крик и фриц-вой. Л., М.: Искусство. 1944 г.
Считается, что всего таких героев-бойцов, обитавших на страницах газет, было порядка 60 — над этими образами работали разные писатели, сегодня уже мало знакомые читателям. "По беды Германии".Гальб В. "Блиц-крик и фриц-вой".
11 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"В редакции газет приходили сотни писем с фронта: бойцы воспринимали литературных персонажей как реальных людей. Уже это говорит о том, насколько действенной была сатира. "На высоте положения".Рис. Л. Коростышевского. Газета "Знамя Победы".
На высоте положения. Рис. Л. Коростышевского. Газета Знамя Победы. 1941 г., 25 октября.
В редакции газет приходили сотни писем с фронта: бойцы воспринимали литературных персонажей как реальных людей. Уже это говорит о том, насколько действенной была сатира. "На высоте положения".Рис. Л. Коростышевского. Газета "Знамя Победы".
12 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Практически во всех изданиях имелись свои отделы сатиры и юмора, где описывали жизнь этих персонажей. Кстати, как и имена вымышленных бойцов, названия этих газетных рубрик были яркими: "Прямой наводкой", "Беглым огнем", "Штыком балтийским". Гитлеровский "Блицкриг". Рис. худ. Кукрыниксы. Газета "Знамя Победы".
Гитлеровский Блицкриг. Рис. худ. Кукрыниксы. Газета Знамя Победы. 1941 г., 2 октября.
Практически во всех изданиях имелись свои отделы сатиры и юмора, где описывали жизнь этих персонажей. Кстати, как и имена вымышленных бойцов, названия этих газетных рубрик были яркими: "Прямой наводкой", "Беглым огнем", "Штыком балтийским". Гитлеровский "Блицкриг". Рис. худ. Кукрыниксы. Газета "Знамя Победы".
13 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Что касается образа врага, то Гитлера обычно сравнивали с его предшественниками, которые потерпели поражение в России: с Наполеоном и тевтонскими рыцарями времен Ледового побоища. "Фашистский "Культуртрегер". Газета "Знамя Победы", 1941 г.
Фашистский Культуртрегер. Газета Знамя Победы, 1941 г., 4 августа, №116
Что касается образа врага, то Гитлера обычно сравнивали с его предшественниками, которые потерпели поражение в России: с Наполеоном и тевтонскими рыцарями времен Ледового побоища. "Фашистский "Культуртрегер". Газета "Знамя Победы", 1941 г.
14 из 15
© Из коллекции Историко-литературного музея "Вася Теркин"Открытки выпускались тиражами порядка тысячи экземпляров. Чаще всего это были репродукции известных плакатов, а часть создавалась по мотивам литературных произведений тех лет. Таких открыток до наших дней дошло совсем немного. Работа "Закон разведчика — дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость".
Закон разведчика - дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость. Владимиров В. Дружеские беседы - как добиться победы. Раешник. Л.: Военное издательство народного комиссариата обороны. 1945
Открытки выпускались тиражами порядка тысячи экземпляров. Чаще всего это были репродукции известных плакатов, а часть создавалась по мотивам литературных произведений тех лет. Таких открыток до наших дней дошло совсем немного. Работа "Закон разведчика — дерзость, решимость, быстрота и неустрашимость".
15 из 15
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала