Французская актриса и режиссер Фанни Ардан приехала в Москву, чтобы показать свой фильм "Диван Сталина", который основан на одноименном романе Жан-Даниэля Бальтасса. Главную роль в картине исполнил Жерар Депардье. Ардан рассказала корреспонденту РИА Новости Тамаре Ходовой, чем ее привлек сюжет романа, каково представлять свой фильм на суд российской публике, об отношении к ситуации вокруг картины "Смерть Сталина" и сексуальному скандалу в Голливуде.
— Ваша картина основана на одноименном романе Жан-Даниэля Бальтасса. Почему вас заинтересовал этот сюжет?
— То есть вы не проводили кастинг на роль Сталина и сразу знали, что его должен сыграть Депардье?
— Нельзя сказать, что я знала, — это то, чего я хотела. Он всегда мог сказать мне нет. И потом, когда я прочла роман, я его очень сильно изменила.
— Каким образом?
— В романе молодой скульптор кончает с собой, а мне показалось более интересным рассмотреть два пути: Лидию, которая уезжает, принесенная в жертву, и Данилова, который как-то старается приспособиться к власти.
— Я уже говорила, что как бы ставлю финальную точку — теперь, когда я показала его русской публике, мой фильм закончен. Потому что я прекрасно знаю взгляд русских на эту историю, он очень эмоциональный и сильно отличается от взгляда французов.
— На этой неделе в России должен был начаться прокат еще одного фильма про Сталина, "Смерть Сталина" Армандо Ианнуччи, но был отменен из-за того, что некоторым членам общественности показалось неуместным показывать советских функционеров в сатирическом ключе. Как вы считаете, возможно ли относиться к важным историческим событиям с юмором?
— Вы прекрасно знаете, что юмору все подвластно. Мне кажется, запрещать фильм — это приписывать ему небывалое значение. Это как запретить клоуна в цирке, потому что он над всеми насмехается.
— Я думаю, что реакция зрителей была бы разной — одни посмеялись бы, другие бы сказали, что кому-то позволено кособоко изобразить историю, третьим бы понравилось. При свободе выражения, которая есть во Франции, место остается для всего. Как я сказала перед фильмом, я знала, что рискую, представляя этот фильм русскому зрителю. Но даже замечания, даже неприятие, критика мне интересны.
— Сейчас на Западе есть тенденция создания негативного образа России. Некоторые даже сравнивают нынешнюю обстановку в стране со сталинской эпохой. Вы согласны с этой оценкой?
— Это журналистские штучки. Вы знаете, как они любят взбивать сливки из капли молока. Если говорить о скандалах, то их создает пресса. Остановите любого человека на улице и спросите, что он думает о том или ином скандале, он скажет, что чихать ему на этот скандал.
— Да, может быть, но ажиотаж больше всего поддерживается журналистами. Я сейчас говорю о французских журналистах.
— И в подтверждение ваших слов спрошу о скандале. Голливудская шумиха о сексуальных домогательствах спровоцировала различную реакцию по всему миру, в том числе и во Франции. Французские женщины, среди них Катрин Денев, тоже высказались по этому поводу. Вы поддерживаете их точку зрения?
— Мне всегда казалось, что сила любой страны в свободе высказывания. Все мнения могут быть высказаны, но это личная ответственность каждого. Я вообще далека от менталитета толпы. Мне кажется, что женщина и мужчина — это противоречивые создания. Именно это делает людей такими вдохновляющими, иначе все бы говорили и делали одно и то же. Меня именно это и привлекает.