ВАШИНГТОН, 19 янв — РИА Новости, Григорий Дубовицкий. Ровно год исполняется в субботу с момента вступления в должность самого неординарного президента США — Дональда Трампа, миллиардера и шоумена, который пришел к власти под лозунгом "Америка прежде всего" и с обещанием "снова сделать ее великой".
Несбывшиеся надежды
Когда под новый 2017 год президент США Барак Обама выслал 35 российских дипломатов, конфисковал дипсобственность и объявил о новых санкциях против России, обвинив ее во вмешательстве в американские выборы, казалось: всё, дальше отношениям между двумя странами скатываться некуда. В Москве расценили этот шаг как желание уходящей (и проигравшей) администрации демократов напакостить приходящим республиканцам и пообещали не предпринимать ответных мер. Обаме дали хлопнуть дверью и стали ждать вступления в должность "самого пророссийского", как кому-то хотелось верить, президента США.
После первого разговора президентов двух стран, который состоялся через несколько дней после инаугурации Трампа, сложилось впечатление, что стороны, наконец, нащупали то дно в отношениях, от которого можно оттолкнуться, чтобы начать выстраивать сотрудничество заново, решать годами копившиеся проблемы. Однако вскоре "снизу постучали" и отношения снова "пробили дно". Впрочем, это было позднее.
Также в официальных сообщениях были обозначены проблемы, которые обсудили президенты и по которым, как предполагалось две страны смогут работать вместе. Спустя год очевидно, что почти ни по одной из них Россия и США не добились прогресса, а по некоторым ситуация стала только хуже.
Сирия и борьба с терроризмом
Борьба с терроризмом была обозначена как приоритетное направление совместной работы, президенты высказались за налаживание "реальной координации российских и американских действий с целью разгрома ИГИЛ* и других террористических группировок в Сирии".
Тем не менее несколько раз обстановка в Сирии серьезно накалялась. В частности, в апреле, когда США нанесли ракетный удар по авиабазе ВВС Сирии "Шайрат", обвинив власти страны в химической атаке в Хан-Шейхуне. Тогда Трамп, не дожидаясь результатов какого-либо международного расследования, сослался на собственные разведданные и заявил, что "проводит красную линию" для президента Башара Асада, которую тот не должен переступать, если не хочет более серьезных последствий. Многие расценили этот шаг американского лидера как "демонстрацию силы", а Москва сразу усомнилась в достоверности инцидента в Хан-Шейхуне, подозревая в провокации сирийскую оппозицию. Последующее расследование ООН-ОЗХО также не прояснило ситуацию: российская сторона не согласилась с выводами экспертов, которые даже не выезжали на место предполагаемой атаки. США остались при своем мнении. Других подобных инцидентов в Сирии больше в 2017 году не было.
Формально зона на юге дополняла аналогичные зоны деэскалации, согласованные Россией, Турцией и Ираном. Однако фактически она стала форпостом США в Сирии, где, по данным Пентагона, проходят подготовку бойцы сирийской оппозиции, а по данным российского Минобороны — бывшие участники разгромленных террористических групп.
Не поддержала Москва и намерение Вашингтона сформировать 30-тысячные "пограничные силы безопасности" на севере Сирии из числа местных курдов. Впрочем, здесь США столкнулись с куда более жесткой реакцией своего "надежного союзника" Турции, которая заявила о готовности провести военную операцию, если будет предпринята попытка узаконить и вооружить анклав курдских формирований (их Анкара считает связанными с террористическими организациями).
Характерно, что и на политическом треке урегулирования конфликта в Сирии существенных изменений не произошло, о чем свидетельствуют бесплодные восемь раундов переговоров властей страны и оппозиции в Женеве. США, как и раньше, не участвуют активно в переговорах в Астане и выступают против планов России по созыву конгресса национального диалога Сирии в Сочи. Как и раньше, Москва обвиняет Вашингтон в торможении политического диалога, а Вашингтон обвиняет Москву в недостаточном давлении на Асада.
Украина
Ситуация на Украине тоже была в числе тем первого после инаугурации Трампа разговора с Путиным. Еще до выборов американский политик делал намеки на возможное признание Крыма российским и выступал за более активное участие европейцев в урегулировании вооруженного конфликта в Донбассе. Первый пункт так и остался эпизодом избирательной кампании, а второй отчасти реализовался — США при Трампе не стали брать на себя дополнительных обязательств в рамках политического процесса.
Сомнения в успехе совместной работы по этой проблеме усилились после того, как на должность главного переговорщика по Украине от США был назначен "ястреб" Курт Волкер, позиция которого совпадает с позицией предыдущей администрации и почти полностью повторяет позицию официального Киева. К плюсам можно отнести лишь сохранение редких контактов с помощником президента России Владиславом Сурковым.
Не смогли стороны договориться и о формате миротворческой миссии в Донбассе, которую предложила разместить Москва.
КНДР, Иран, Афганистан
Не произошло сближения позиций двух стран и по другим актуальным вопросам международной безопасности.
Наибольшее совпадение интересов у США и России наблюдалось лишь по проблеме КНДР. И Вашингтон, и Москва не заинтересованы в появлении ядерной державы на Корейском полуострове и потому вместе с Китаем проголосовали за все три резолюции Совета Безопасности ООН, которые вводили жесткие санкции против Пхеньяна. Однако российско-китайская инициатива о "двойной заморозке" (ракетных и ядерных испытаний КНДР и военных учений США в регионе) не нашла понимания у администрации Трампа, которая заняла довольно воинственную позицию в отношении Северной Кореи.
Более того, на днях и президент США, и госсекретарь Рекс Тиллерсон обвинили Россию в нарушении принятых резолюций СБ ООН и поставках товаров в КНДР в обход санкций.
Такое игнорирование России проявилось и по вопросу урегулирования в Афганистане. Новая стратегия США в Южной Азии фактически не предусматривает взаимодействия с Москвой по данной проблеме, в отличие от стран Средней Азии, Индии и особенно Пакистана. Отказ от сотрудничества с Россией по традиции сопровождался новыми обвинениями в ее адрес в связи с якобы поддержкой талибов в Афганистане.
Решать палестино-израильский вопрос Трамп тоже предпочел без учета мнения России. В декабре он порвал с устоявшимися международными подходами и проигнорировал претензии палестинцев на восточную часть Иерусалима, объявив о признании города израильской столицей и переводе туда американского посольства из Тель-Авива. Россия, которая традиционно призывает к сбалансированному подходу, такое решение поддержать не могла.
Стратегическая стабильность
В итоге США при Трампе начали укреплять ядерный потенциал, продолжили развертывание систем ПРО в Европе, в Японии и Южной Корее, а новый оборонный бюджет предусматривает начало разработок ракет средней и меньшей дальности (РСМД), которые запрещены двусторонним договором от 1987 года. И Россия, и США не первый год высказывают друг другу претензии в нарушении этого договора, но администрация Трампа, судя по всему, решила довести начатый предшественниками процесс до конца и выйти из соглашения под предлогом того, что его не соблюдает другая сторона. По такой же схеме США вышли из договора по ПРО в 2002 году. Москва уже пообещала дать адекватный ответ на такие действия.
Кризис доверия
Кризис доверия, а точнее, почти его полное отсутствие, стало логичным следствием целой серии антироссийских действий властей США при Трампе, который не только сохранил, но и преумножил "санкционное наследие" Обамы.
Главным в этом ряду стал принятый на волне расследования о "вмешательстве России в выборы" закон "О противодействии противникам Америки". Документ поддержало подавляющее большинство членов конгресса, и Трамп был вынужден его подписать, хотя и с оговорками. Теперь президент США лишен права самостоятельно отменять введенные этим законом санкции.
О тональности отношений между странами убедительно говорит и решение властей США закрыть генконсульство России в Сан-Франциско и российское торгпредство в Вашингтоне. Формально это было сделано в ответ на требование Москвы сократить персонал американских дипмиссий. В администрации Трампа не приняли во внимание, что оно было лишь запоздалым ответом на высылку российских дипломатов в декабре и конфискацию двух "посольских дач", которые до сих пор не вернули.
Также в очередной раз был расширен "список Магнитского", а российский телеканал RT и агентство Sputnik были объявлены иностранными агентами в США. Москва ответила на это законопроектом о наделении американских госСМИ в России аналогичным статусом.
Без поводов для оптимизма
Опрошенные РИА Новости эксперты отмечают, что надеждам на улучшение отношений, которые были как в России, так и отчасти в США, не суждено было сбыться по целому ряду внутриполитических, а также глобальных причин.
Мэнкофф отмечает, что в США есть истеблишмент из числа республиканцев и демократов, который определяет внешнюю политику страны и который во многом сейчас настроен "по-ястребиному" к России, в том числе из-за событий на Украине, а в последний год из-за "вмешательства" России в выборы в США и других странах. В числе таких людей в администрации эксперт называет помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсса Митчелла и спецпредставителя госдепа по Украине Курта Волкера.
Эксперт полагает, что между Россией и США могут быть попытки работать по Сирии, Украине, вопросам контроля над вооружениями, в том числе по договору РСМД и, возможно, по КНДР.
Руководитель Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин отмечает, что Трампу мешало и мешает отсутствие "широкой профессиональной политической команды" единомышленников.
"Сам Трамп относительно спокойно относится к России и отнюдь не собирался и не собирается идти на какие-то меры, ужесточая эту политику. Но в его команде есть на эту тему большие разногласия (с Трампом – ред.), потому что эта команда настроена более антироссийски, чем сам президент", — уверен Злобин.
Он констатирует, что Трампу пришлось "отдать без борьбы" выработку политики в отношении России в руки конгресса, так как администрация предпочла вступать в конфронтацию с законодателями по другим важным вопросам внутренней политики — реформе системы здравоохранения, налоговой реформе и другим.
Злобин уверен, что "политика санкций – это надолго". "Это новая основа американской политики в отношении России, которая пришла на смену постсоветской политике. Это политика финансового и экономического сдерживания для того, чтобы решить свои политические приоритеты", — говорит эксперт.
Профессор факультета международных отношений Американского университета (American University) в Вашингтоне Кит Дарден также считает, что ближайший год не сулит ничего хорошего для отношений России и США, а антироссийские санкции, вероятно, усилятся.
"Отношения с Россией – это вопрос внутренней политики США, который так не стоял со времен холодной войны и который не сулит ничего хорошего на ближайшие годы. Как слабый и непоследовательный лидер, работающий под угрозой потенциального импичмента, Трамп оказался трудным партнером и собеседником как для противников, так и для союзников. Это, скорее всего, ограничит круг потенциальных возможностей в отношениях с Россией на предстоящий год", — резюмирует эксперт.
* Запрещенная в России террористическая организация