СИМФЕРОПОЛЬ, 16 янв — РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания независимо от того, в какой жизненной ситуации он оказался. Корреспонденты РИА новости Крым побывали в исправительной колонии № 1 в Симферополе и следственном изоляторе, чтобы выяснить, как соблюдается это право, как заключенные молятся и как администрация исправительных учреждений поддерживает ставших благодаря религии на путь исправления.
Мечеть за колючей проволокой
Сервер Меметов, осужденный из второго отряда и одновременно имам мечети исправительной колонии № 1, отсидел три года. Впереди — еще четыре. Как он говорит, "осенью уже буду спускаться с горы" (отбыл ровно половину срока. — Прим. ред.). Мужчина показывает святилище — небольшая и ухоженная мечеть устлана коврами, под ними — теплый пол, чтобы осужденным было удобно совершать намаз.
Чтобы заключенные могли развиваться и просвещаться духовно, муфтият передает в колонию книги.
В дальнейшем мужчина хочет связать свою жизнь с религией и, как ни странно, с исправительной колонией.
"У меня пока духовного образования нет, но после освобождения планирую его получить. Потом хочу добиться получения доступа на территорию колонии, чтобы иметь возможность общаться с людьми, давать им надежду. Я каждому заключенному желаю освобождения, говорю о том, что нас дома ждут родители, семьи, постоянно подталкиваю к тому, чтобы человек стремился выйти по УДО (условно-досрочное освобождение. — Прим. ред.)", — поделился Сервер.
В ИК-1, как и во всех учреждениях системы исполнения наказаний Республики Крым, из меню осужденных полностью исключена свинина, используется только говядина.
Исправительная "школа"
Буквально в двух сотнях метров от мечети стоит небольшой православный храм. На пороге корреспондентов встречает староста Валентин Крылов, который провел в ИК-1 уже больше трех лет. Еще до заключения он состоял в протестантской церкви, закончил библейский институт (протестантское религиозное учебное заведение. — Прим. ред.), но совершил преступление и попал в места лишения свободы, где принял решение исповедовать православие.
Храм небольшой, но уютный: внутри пара скамеек, а на подоконниках — цветы. По словам старосты, его отношение к тюрьме изменилось с момента начала отбывания наказания. "Суд выносит приговор, а душа благодаря вере получает прощение. До того как пришел сюда, я был отвратительным человеком, алкоголиком. Я совершил преступление и уже потом пришел к Богу. С Ним тюрьму уже называешь не тюрьмой, а школой", — поясняет Валентин.
Осужденные своими силами поддерживают храм.
"В основном росписи и рамки для икон делали заключенные. Многие, уходя на свободу, дарили свои личные иконы. Был случай, когда благодаря иконе целителя Пантелеймона человек исцелился и оставил ее другим, чтобы они тоже могли обрести здоровье", — рассказывает Валентин.
После освобождения староста храма планирует устроиться на работу в реабилитационный центр. "Я прошел христианский реабилитационный центр. И после отбывания срока хочу вернуться туда — помогать людям, оказывать помощь наркоманам, алкоголикам и бомжам, чтобы они могли вернуть себе человеческий образ", — делится осужденный.
Новая жизнь заключенных
В администрации Исправительной колонии № 1 уверяют: осужденных в праве на вероисповедание никто не ограничивает. Начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными Максим Романов рассказывает, что в колонию раз в неделю приезжают священнослужители. "На территории колонии построены православный храм и мечеть. В соответствии с распорядком дня осужденные могут приходить туда для исполнения религиозных обрядов", — говорит Максим Романов, уточняя, что мечеть постоянно посещают порядка 30 мусульман, а православный храм — около 50 православных.
Тринадцать лет по колониям
Протоирей Роман Цуркан, помощник начальника УФСИН по Республике Крым и городу Севастополю по работе с верующими, постоянно посещает исправительную колонию и следственный изолятор, где также есть молельная комната для православных.
"Религия мотивирует стать на путь исправления. Самая большая радость — видеть человека, который действительно изменил свою жизнь в лучшую сторону. На Рождество мне из Пскова позвонил мужчина, который отсидел два срока по 10 лет. Его я давным-давно крестил в одной из тюрем. После отбытия срока он ушел в монастырь и уже около 10 лет находится там. За 13 лет служения в тюрьме таких случаев я наблюдал, к счастью, много", — рассказывает протоиерей.
Свою работу он не считает особенной.
"Некоторые думают, что работа в тюрьме — это плохо, это грязь. Но мой первый наставник сказал: "В тюрьме очень много Христа", — говорит священнослужитель.
Святость не в бороде
Мухаммед Исламов, помощник муфтия Крыма, ответственный по взаимодействию с УФСИН по Республике Крым и Севастополю, также заверяет: администрация исправительных учреждений никак не препятствует праву человека на вероисповедание. "Я 11 лет хожу к заключенным ИК-1. Там созданы все условия, чтобы человек, исповедующий ислам, мог совершать намаз, никто не препятствует проведению пятикратной молитвы. Заключенные могут в священный месяц Рамазан держать пост, администрация этому не мешает", — говорит Мухаммед Исламов.
По его словам, нет ничего противоестественного в том, что от попавших в места лишения свободы требуют сбрить бороду.
"Человек должен понимать, где он находится. Это исправительное учреждение, здесь действует режим и есть нормы внешнего вида. Кроме того, ношение бороды желательно по мере возможности. Есть возможность отпустить бороду, ухаживать за ней, держать ее в опрятном виде — это приветствуется, но если нет — на человеке греха тоже нет. Святость не в бороде, святость — в сердце человека и его помыслах", — говорит помощник крымского муфтия.
Согласно данным ФСИН России на 1 января 2018 года, общее число заключенных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы, составляло более 600 тысяч человек. Из них 494 тысячи отбывали наказание в 713 исправительных колониях, а 104 тысячи содержались в следственных изоляторах.
Подробнее о новостях Крыма — на crimea.ria.ru >>