О последствиях поставок летального оружия США и Канадой Украине, о том, что в Москве думают по поводу дальнейшей судьбы самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, об отношении России к западному варианту размещения миротворцев в Донбассе, а также об усилиях США и НАТО по милитаризации Грузии рассказал в интервью РИА Новости статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин.
- Григорий Борисович, уже четыре года гибнут люди в Донбассе, столько же времени не реализуются минские договоренности, выполнять которые Киев, похоже, не собирается, как и вводить в действие закон об особом статусе Донбасса. Не было бы лучше в такой ситуации России признать независимость этих республик от Украины, на чем настаивает их руководство?
Что же касается дальнейшей судьбы Донецкой и Луганской республик, то это должен быть прежде всего выбор живущих там людей. Именно жители должны определиться с теми формами государственного, политического, экономического и общественного сосуществования со своими соседями, которое будет являться для них приемлемым и комфортным. Уверен, что без прямого, честного и конструктивного диалога между Киевом, Донецком и Луганском разумный выход из нынешнего кризиса вряд ли может быть найден. Увы, именно этого всячески избегают киевские власти.
- Недавно появилась информация о том, что Канада внесла Украину в список стран, которым разрешено поставлять определенные виды вооружения. На днях представитель Госдепартамента США Хезер Науэрт заявила, что Вашингтон принял решение о поставках оборонительного вооружения Украине для обеспечения защиты ее территориальной целостности и суверенитета. Учитывая, что российские военные наблюдатели на днях покинули Донбасс, каковы будут действия России в случае подобных поставок Киеву со стороны Вашингтона и Оттавы кроме дежурных выражений озабоченности?
— Мы откровенно говорим американским партнерам о нашей обеспокоенности по поводу планируемых за океаном поставок на Украину летальных вооружений. У нас вызвала крайнее разочарование недавняя информация о выдаче властями США лицензии одному из своих производителей оружия на поставку Киеву крупнокалиберных снайперских винтовок. Таким способом вашингтонские "ястребы" пытаются, как они считают, поднять для России цену конфликта в Донбассе. Это весьма ущербная и опасная логика. Она ведет к войне, а не к миру.
И потом, есть ли у Вашингтона с Оттавой гарантия того, что их летальное оружие не попадет в чужие руки. Не окажется, скажем, у террористов? Или, например, не будет продано предприимчивыми украинскими дельцами куда-нибудь на Ближний Восток или в иную болезненную прежде всего для США точку на карте мира? Все эти вопросы мы прямо задаем заокеанским партнерам, призываем их еще раз проанализировать, к чему могут привести столь непродуманные шаги.
- Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер заявляет, что миротворческая миссия ООН в Донбассе должна предполагать присутствие тяжелого вооружения и иметь доступ к границе. Российское предложение о предоставлении охраны наблюдателям ОБСЕ не устраивает США. Говорит ли это о том, что США решили способствовать реализации силового сценария возврата Донбасса Украине, прикрываясь мандатом ООН?
— Для лучшего понимания хотел бы напомнить суть российского предложения об ооновском присутствии в Донбассе. Оно заключается в том, что где бы наблюдатели СММ ОБСЕ ни работали, куда бы сейчас ни передвигались, их везде сопровождали бы охранники ООН. Контингент ООН вводится в зону конфликта после отвода тяжелых вооружений, разведения сил и средств сторон, а его размещение в обязательном порядке согласовывается с властями как в Киеве, так и в Донецке и Луганске. Эта инициатива на сто процентов соответствует духу и букве минских договоренностей, которые остаются основой внутриукраинского урегулирования. Силы ООН будут выполнять вторичную, вспомогательную роль по отношению к СММ (ее мандат не меняется). Сохраняются все существующие переговорные площадки — минская Контактная группа и нормандский формат.
В ответ же нам предлагают "не зацикливаться на политических аспектах урегулирования", то есть вопросах особого статуса Донбасса, амнистии, подготовки выборов через прямой диалог Киева, Донецка и Луганска, а поскорее ввести, по сути, ооновскую военно-гражданскую администрацию, которая будет руководить всем тем, что происходит в регионе. А это значит, ни о каком минском процессе и речи быть не может, потому что его базис — это именно прямой переговорный процесс и достижение договоренностей по вышеупомянутым аспектам. Налицо попытка не только перевернуть все с ног на голову, но и вообще похоронить минские соглашения.
Мы обратили внимание американских партнеров на то, что было бы в корне неверно посылать сигналы подобного рода украинцам. Это будет укреплять их во мнении о нецелесообразности исполнения своих обязательств по минским договоренностям, которые и без того манкируются Киевом. Собственно, представители украинских властей уже говорят об этом публично и заявляют, что могут решить проблему Донбасса и силовым путем. Мы призываем Вашингтон пресекать такие провокации.
- Глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что Киев не пойдет на уступки в вопросе возможного введения миротворцев ООН в Донбасс. Будет ли Россия в свою очередь налагать вето на проект резолюции по миротворцам ООН, который подготовлен Украиной, США, ФРГ и Францией?
— Мы видим, что наша компромиссная инициатива об учреждении миссии ООН по содействию охране СММ ОБСЕ в Донбассе воспринимается Киевом и его союзниками буквально в штыки. Вместо него, как я уже сказал, предлагается непроходная схема миротворческой операции, фактически нацеленной на принудительное возвращение региона под контроль Украины за счет использования международного контингента. Понятно, что битва проектов ничего не даст. Но надо с чего-то начинать. Наш вариант ооновского подключения уже сформулирован в проекте соответствующей резолюции Совбеза. Он представляется оптимальным. Понимаем, что в нынешних условиях рассчитывать на его единодушную поддержку не приходится. Давайте обсуждать и думать вместе. Необходимо от слов переходить к делу.
- Посол США в Грузии Ян Келли заявил, что сотрудничество Вашингтона с Тбилиси в сфере безопасности будет особенно интенсивным. В ноябре госдепартамент США поддержал продажу противотанковых комплексов "Джавелин". Учитывая, что Грузия уже девять лет отказывается подписать документ о неприменении силы с Южной Осетией и Абхазией, существует ли сегодня угроза повторения событий 2008 года?
— Действительно, на последнем раунде Женевских дискуссий грузинская делегация отвергла очередной проект совместного заявления участников о неприменении силы. Подчеркнем, что речь идет не о подписании документа, а лишь о совместном заявлении участников. Впрочем, удалось договориться продолжить работу над ним в следующем году.
Естественно, в таком контексте усилия США и других членов НАТО по милитаризации Грузии вызывают в регионе особую озабоченность. Жаль, что вместо налаживания отношений с соседями Тбилиси активно включился в реализацию натовской стратегии сдерживания России. Безопасность Грузии это явно не укрепляет. В том, что касается абхазских и югоосетинских союзников, то они сегодня надежно застрахованы от повторения событий августа 2008 года. Словом, борьба различных подходов к проблеме стабильности на Южном Кавказе продолжается.