Интерес иностранных туристов к Якутии год от года растет, причем привлекают их именно экстремальные погодные условия региона. Об этом, а также о том, что предпринимают власти республики для повышения уровня жизни граждан, как развивается экономика региона и что ждет алмазодобывающую отрасль после аварии на шахте "Мир", рассказал в интервью РИА Новости глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. Беседовала Марина Луковцева.
— Егор Афанасьевич, во время последней пресс-конференции в РИА Новости вы говорили о значительных успехах в демографии Якутии — росте продолжительности жизни, рождаемости, снижении смертности. Что делаете для этого?
— Да, средняя продолжительность жизни в республике увеличилась почти до 71 года (пять лет назад было 68 лет). Это лучший показатель в нашем федеральном округе. Также произошло значительное сокращение смертности. По темпам естественного прироста населения Якутия традиционно занимает первое место на Дальнем Востоке.
Первостепенный вопрос для многих семей — собственное жилье. В 2017 году завершена колоссальная по масштабам республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы". Ликвидирован аварийный жилищный фонд Якутии, признанный таким на начало 2012 года. Переселено свыше 29 тысяч человек из более чем 11 тысяч аварийных жилых помещений общей площадью почти 478 тысяч квадратных метров. Отмечу, что данный объем является вторым по величине в России после Иркутской области.
И вот мы, даже несмотря на дефицит бюджета, все же предусмотрели 500 миллионов рублей на продолжение этой прогрессивной программы в 2018 году. Главе Минстроя Михаилу Меню я предложил сделать Якутию пилотным регионом для отработки новых механизмов программы переселения, и он нас в том поддержал. Кроме того, необходимо продолжить работу по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Продолжим помогать пострадавшим дольщикам для завершения строительства проблемных объектов. В 2017 году приняты решения по семи жилым домам, имеющим высокую степень готовности, из 16 проблемных объектов. В 2018 году продолжим эту работу с участниками долевого строительства.
Еще один немаловажный вопрос — доходы населения. В 2018 году планируется довести среднюю зарплату по целевым категориям бюджетных работников до параметров, утвержденных майскими указами президента России. На эту задачу мы предусмотрели в республиканском бюджете на следующий год 5 миллиардов рублей. В целом зарплата этих работников возросла за последние пять лет от 1,6 до 3,8 раза.
— С какими экономическими итогами Якутия подошла к новому году?
— Президент России Владимир Путин объявил Дальний Восток приоритетом развития в XXI веке. В рамках этой стратегии очень много делается, и мы сегодня среди федеральных округов по инвестициям занимаем одно из лидирующих мест благодаря тому, что реализуются крупные региональные и федеральные проекты.
— Китайская Народная Республика остается одним из крупнейших иностранных инвесторов в регионы Дальнего Востока. Какие проекты с китайским участием осуществляются на территории Якутии?
— В Якутии это большой проект "Сила Сибири". Сейчас строится газопровод, который будет доставлять добытый в Якутии газ на территорию КНР. И сами китайские партнеры участвуют в этом строительстве. Кроме того, в последние годы мы стали очень активно работать с КНР в части привлечения других инвестиций. Мы сегодня понимаем, что благодаря Восточному экономическому форуму интерес стран Азиатско-Тихоокеанского региона очень вырос, и это не только Китай, но и Япония, Южная Корея и другие.
У Китая есть отдельный интерес по лесу. Якутия богата лесными ресурсами. Идет изучение возможности вхождения китайского бизнеса на это направление. Наши условия очень жесткие: мы требуем обязательной переработки, сырье вывозить мы не дадим.
Сегодня мы изучаем возможности строительства моста через Лену на основе концессионного соглашения. Китайская China Hidro в этом вопросе участвует. Осталось финансовую модель выстроить. Потом будем переговоры вести на межправительственной комиссии. Проект большой, финансово емкий.
Кроме развития крупного бизнеса в Якутии, мы считаем необходимым поддерживать малый и средний бизнес. КНР в этом деле очень многого достигла, и мы пытаемся этот опыт перенимать. Для поддержки малого и среднего бизнеса мы предоставляем налоговые преференции, финансовую поддержку, работают специальные институты развития. И наша территория опережающего развития "Индустриальный парк "Кангалассы" создана на базе малого бизнеса — единственная в своем роде на Дальнем Востоке, да и во всей стране. Как правило, ТОР создаются на базе крупного бизнеса.
— И насколько успешно развиваются якутские ТОР?
— В "Кангалассы" на сегодня всего поступило 27 заявок от бизнеса, из них в реестр резидентов внесены 12 организаций. Запущены производства трех резидентов: круглогодичный тепличный комплекс по выращиванию овощей, производство котлов длительного горения, а также лакокрасочных изделий. Еще три резидента запустят объекты в эксплуатацию до конца 2017 года: по производству ПЭТ-тары, георешетки (сотовая конструкция из полиэтиленовых лент — ред.) и сэндвич-панелей и окон.
Что касается ТОР "Южная Якутия", то сейчас там осуществляют деятельность пять резидентов. Планируется, что для реализации инвестиционных проектов в "Южной Якутии" будет привлечено более 29 миллиардов рублей частных инвестиций без участия бюджетных средств. Будет создано более трех тысяч рабочих мест.
— Кто больше инвестирует в якутскую экономику — российские или иностранные компании?
— Львиную долю инвестиций составляют отечественные вложения в добывающие отрасли экономики. Инвесторами выступают крупнейшие российские компании — "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Алроса", "Мечел". По оценке за 2017 год, объем инвестиций в проекты добывающих отраслей составляет почти 270 миллиардов рублей или 85,6 процента от общего объема инвестиций в основной капитал республики.
Но Якутия в рамках своих полномочий старается развить и торгово-экономическое сотрудничество со странами АТР, в первую очередь китайскими, японскими и южнокорейскими партнерами. С компаниями этих стран реализуются совместные проекты в области энергетики, добывающей промышленности, модернизации сферы ЖКХ, сельского хозяйства.
У Китая есть заинтересованность в поставке собственных ресурсов и техники. Мы к этому очень осторожно относимся, но при этом активно участвуем в переговорном процессе между Россией и Китаем.
— Насколько активно с КНР развиваются взаимоотношения в области туризма?
— В области туризма сейчас заметный интерес есть. Жители Якутии сами активно посещают Китай, мы специально устанавливаем чартерные рейсы в летний период. Соответственно, есть интерес и с китайской стороны. Эта тема требует определенных решений по развитию туристической инфраструктуры, и в этом направлении Якутия начинает работать. Китайцам интересно узнать о нашем холоде.
Жители других стран тоже интересуются этим, хотят видеть северное сияние — это очень интересное явление, которое не всем россиянам удается увидеть. Большой интерес вызывает событийный туризм. В Якутии это направление серьезно развивается, особенно в летнее время. Это наши национальные праздники. В зимнее время это фестиваль "Полюс холода", "Зима начинается с Якутии". И сейчас рассматриваются совместные с иностранцами туристические проекты.
В этом году мы реализовали небольшой проект по обучению китайскому языку. Создали в двух школах специальные мультимедийные кабинеты для изучения китайского языка. Интерес к обучению у нашей молодежи большой — чувствуется, что они думают о перспективах.
— Если говорить о туризме в Якутии в целом, кто все-таки больше приезжает — российские туристы или иностранные?
— Конечно, российские, иностранный турист — это все же пока штучный товар, приезжают в основном японцы, китайцы, корейцы. Россиян больше интересует событийный туризм. Например, спортивные игры "Дети Азии", национальный праздник Ысыах. В последнее время развитие получает рыбацкий туризм, охота, экологический и экстремальный туризм.
Якутия притягивает своей красотой и экстремальностью. Попробуйте в минус 60 градусов сесть в автомобиль и поехать на полюс холода — это целое приключение. Это много впечатлений и адреналина. Приезжала одна японка, которая увлекается фотографией. Она собралась на полюс холода и взяла обычную машину и, конечно, почти сразу почувствовала силу нашего холода. Она была удивлена, что в минус 45-50 корова идет, птица летит, люди идут по своим делам — активная жизнь, никто не замерз. Ей это было все в диковинку. Она добилась со мной встречи и поделилась своими впечатлениями. Заболела и радовалась этому. Говорит: вот простыла, в жизни никогда не простывала, и так от этого хорошо. Новые впечатления человек получил.
— Развитие алмазной отрасли. Каковы результаты этого года и планы на следующий?
— Для Якутии алмазодобывающая отрасль является драйвером экономики. И, конечно, большой удар нанесла авария на руднике "Мир", где добывалось порядка 10 процентов алмазов от общего объема добычи компании. И мы чувствуем эти потери. Компания выработала такую стратегию, чтобы их минимизировать за счет роста производства на других рудниках и карьерах.
В этом году мы запускаем Верхне-Мунское месторождение по открытой добыче алмазов. Оттуда руда будет возиться на Удачнинскую фабрику, и объемы будем наращивать, хотя и затраты ожидаются большие. Конечно, большая нагрузка ляжет и на дочерние предприятия. Мы надеемся, что все эти мероприятия помогут восполнить потерю рудника "Мир" с точки зрения объемов добычи алмазов.
— Весной индийские алмазодобытчики предложили совместно с Алросой разрабатывать один из заброшенных на территории Индии рудников. Рассматривается ли это предложение?
— Все подобные предложения и по Африке, и по Индии, и по России изучаются, и принятие решений зависит от определения рентабельности. Такие решения наскоком не принимаются, потому что алмазодобыча — чувствительная отрасль по многим показателям, и все надо учитывать. Серьезную ставку мы делаем на африканские проекты, потому что в Анголе есть уже хорошие заделы, и думаю, они в ближайшее время сдвинутся с мертвой точки.
— Приближается Новый год. Как планируете отметить, какие подарки готовите близким и что будет лучшим подарком для вас?
— Я Новый год всегда дома отмечаю с семьей и внуками. У нас не принято выезжать за границу — 31 декабря в 12 часов заканчивается рабочий день для меня, и отмечаю праздник дома. Обязательно поднимаю бокал шампанского под бой курантов.
Если говорить о подарках, то тут у нас тоже свои традиции. Нас очень много: у меня восемь родных братьев и сестер, у них свои дети — мои племянники, есть и внучатые племянники у меня. И моя супруга всех их каждый год собирает и всем дарит подарки. Сейчас собирается примерно 40 человек.
Жена эту семейную традицию бережет, хотя с каждым годом это становится сложнее и сложнее, потому что семья растет и затраты становятся немаленькими. Но мы не можем отказаться от этой традиции — детям надо давать радость, дарить праздник. Супруга заранее обращается к детишкам с заказами на подарки. Они каждый год в ноябре пишут свои пожелания: кто-то игрушки просит, дети постарше уже и какой-нибудь гаджет могут заказать. Супруга по возможности старается все эти просьбы выполнить.
Если говорить о глобальном подарке для меня, всегда хочется видеть больше улыбок на лицах якутян. Когда люди улыбаются? Когда у них и дома все хорошо, и на работе все в порядке. Моя мечта — видеть радостные лица накануне Нового года.