МОСКВА, 20 дек — РИА Новости. Около 10% магазинов России, использующих в своей работе онлайн-кассы с фискальным регистратором, столкнулись в среду с крупнейшей неисправностью системы и не могли оформлять покупки. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), возможный объем упущенной выручки может достигнуть 2,5 миллиарда рублей, что, однако не расстраивает торговцев, так как они уверены, что покупатели вернутся и совершат те покупки, которые хотели.
ФНС отреагировала оперативно, что отметили сами продавцы, и разрешила торговым точкам проводить расчеты без использования контрольно-кассовых аппаратов. К вечеру ФНС сообщила, что массовый сбой ликвидирован, а оставшиеся единичные случаи будут устранены в ближайшее время.
Торговые предприятия РФ с текущего года поэтапно переходят на новую ККТ, передающую в налоговые органы фискальные данные в режиме реального времени через интернет. С 1 февраля 2017 года переход на онлайн-кассы стал обязательным для всех точек продаж в отношении вновь регистрируемой техники, с 1 июля это требование было распространено на всю контрольно-кассовую технику.
С 1 июля 2018 года онлайн-кассы должны были стать обязательными для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наличные или электронные денежные расчеты. Однако в ноябре был принят закон, который переносит на год — до 1 июля 2019 года — срок начала обязательного применения контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД и патента (малый бизнес и ИП), кроме оказывающих услуги розничной торговли и общественного питания.
Владивосток без тысяч
Директор российской сети магазинов электроники DNS, штаб-квартира которой расположена во Владивостоке, Дмитрий Алексеев сообщил на своей странице в Facebook, что "сегодня реализовался страшный сон розницы, когда разом отказались работать все фискальные накопители данной марки, и встала торговля".
Затем пошли сообщения и от других продавцов. Проблемы были у небольшого процента магазинов сети X5 Retail Group, "Магнит", "Мосхозторг", "Мария-Ра", "Аникс", "Ярче", "Автоштрих", сбоило также и у заправок "Газпром нефти", "Роснефти", "Лукойла".
Компания "Штрих-М", разработчик и производитель контрольно-кассовой техники, в системе которой, среди прочих, произошел сбой, обратилась к пользователям и принесла извинения за доставленные неудобства.
Реакция есть, продажи будут
Быстрая реакция ФНС на произошедший сбой поразила торговцев. В течение нескольких часов налоговики выпустили разъяснение для ритейлеров, в котором подробно рассказали, как им действовать в сложившейся ситуации.
Глава АКИТ Алексей Федоров считает, что ФНС "блестяще отработала ситуацию". "Мы не рассчитывали на такой оперативный отклик и думали, что понадобятся дни, а ФНС решило все за часы", — сказал РИА Новости глава ассоциации.
Он добавил, что отрасль все понимает, и неполадки случаются. "Первый раз за год у 10% рынка случился сбой, один день из 365 — это не так страшно, тем более, что фискальный орган так быстро отреагировал", — сказал он. Федоров также полагает, что по самым пессимистичным подсчетам, российские ритейлеры могли недополучить максимум 2,5 миллиарда рублей, при том что суточный оборот отрасли составляет около 10 миллиардов рублей, а годовой — 34 триллиона рублей.
Эксперт отметил, что "мы понимаем, что это очень немного, и все покупатели вернутся и оставят все деньги, которые хотели" потратить.
В свою очередь гендиректор компании — производителя кассовых смарт-терминалов "Эвотор" Андрей Романенко отметил, что производители кассовой техники оперативно произвели работу над ошибками, приведшими к сбою.
"Все производители кассовой техники, даже те, кого эта проблема не коснулась напрямую, уже проверили свои коды на подобную ошибку — это значит, такой же сбой не повторится", — сказал Романенко.
Вопросы, предложения, замечания
Разъяснение ФНС, разосланное продавцам после сбоя кассовых аппаратов, будет действовать и в будущем, в случае возникновения подобной ситуации, сказал Федоров. Однако он считает, что при подобных переходах на новые системы, торговцам не стоит обновлять одновременно все кассы, а оставлять какое-то количество предыдущих аппаратов, пока новая система не "обкаталась" и не выявились все ошибки.
При этом глава организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Александр Калинин заявил РИА Новости, что технология введения онлайн-касс в России еще до конца не отлажена, произошедший массовый сбой подтвердил правильность отложить их всеобщее распространение на год – до 1 июля 2019 года.
ФНС в свою очередь считает, что сложившаяся ситуация "в любом случае, не оказывает влияния на процесс торговли, так как ФНС разъяснила имеющиеся в настоящее время в законодательстве возможности осуществлять в данном случае торговлю без касс".