МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. От ватника до буденовки — в новой книге историка моды Ольги Хорошиловой "Война и мода. От Петра I до Путина" наглядно показано, как боевые действия влияли на облик и культуру российского общества. Самые яркие иллюстрации — в фотоленте Ria.ru.
© Коллекция О. А. ХорошиловойИстория новой России начинается с реформ Петра I. Но когда говорят о процессе европеизации русского костюма, забывают один важный момент, а именно милитаризацию. Петровская мода, становясь европейской, копировала прежде всего военный стиль, и спровоцировал это сам царь, повелев надеть одежду, аналогичную той, которую уже носили его потешные полки.
![Рядовой лейб-гвардии Семеновского и каптенармус и капрал лейб-гвардии Преображенского полков. Художник Д. Н. Кардовский. Открытка начала ХХ века. Коллекция О. А. Рядовой лейб-гвардии Семеновского и каптенармус и капрал лейб-гвардии Преображенского полка. Художник Д. Н. Кардовский. Открытка начала ХХ века Рядовой лейб-гвардии Семеновского и каптенармус и капрал лейб-гвардии Преображенского полков. Художник Д. Н. Кардовский. Открытка начала ХХ века. Коллекция О. А. Рядовой лейб-гвардии Семеновского и каптенармус и капрал лейб-гвардии Преображенского полка. Художник Д. Н. Кардовский. Открытка начала ХХ века](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/29/1510512983_15:10:732:987_768x0_80_0_1_dd3836412942517be02499a61d825e77.jpg)
История новой России начинается с реформ Петра I. Но когда говорят о процессе европеизации русского костюма, забывают один важный момент, а именно милитаризацию. Петровская мода, становясь европейской, копировала прежде всего военный стиль, и спровоцировал это сам царь, повелев надеть одежду, аналогичную той, которую уже носили его потешные полки.
© Коллекция О. А. Хорошиловой
1 из 14
© Национальная библиотека Франции (Париж)Прежде чем Наполеон стал врагом России, он успел влюбить в себя русское общество. В начале 1800-х годов во Франции и в России стали популярны прогулочные хлопчатые куртки - "долиманы" с длинными буфчатыми рукавами а-ля мамелюк. В те же годы появились дамские тюрбаны и чалмы а-ля мамелюк, одноименные платья и короткие курточки – "дуйеты" со складками на спинке.
![Щеголиха в тюрбане а-ля мамелюк. Начало 1800-х годов. Национальная библиотека Франции (Париж) Щеголиха в тюрбане а-ля мамелюк. Начало 1800-х годов. Национальная библиотека Франции (Париж)](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/34/1510513468_0:0:787:1128_768x0_80_0_1_71b8b15b78df80c93cea9a3e600e9559.jpg)
Прежде чем Наполеон стал врагом России, он успел влюбить в себя русское общество. В начале 1800-х годов во Франции и в России стали популярны прогулочные хлопчатые куртки - "долиманы" с длинными буфчатыми рукавами а-ля мамелюк. В те же годы появились дамские тюрбаны и чалмы а-ля мамелюк, одноименные платья и короткие курточки – "дуйеты" со складками на спинке.
© Национальная библиотека Франции (Париж)
2 из 14
© Коллекция О. А. ХорошиловойВ время Крымской войны Русской армии не хватало офицеров и нижних чинов. Потери пришлось восполнять плохо обученными ратниками. Николай I издал манифест о государственном подвижном ополчении, для которого придумали особую форму на основе мужицких ополченческих костюмов победоносной и популярной Отечественной войны 1812 года. Этот костюм оказал влияние на светскую моду того времени. Русская мода 1860-х годов имела пеструю внешнеполитическую окраску, и главным цветом в ней был красный. Его гневно выплеснули в лицо австрийцам итальянские предводители войны за независимость.
![Участник Крымской войны А. А. Александровский, обер-офицер 31-й Гжатской дружины государственного подвижного ополчения в форме образца 1855 года. Дагеротип, Киев. Октябрь 1855 г. Участник Крымской войны А. А. Александровский, обер-офицер 31-й Гжатской дружины государственного подвижного ополчения в форме образца 1855 года. Дагеротип, Киев. Октябрь 1855 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/37/1510513796_0:0:561:739_768x0_80_0_1_2f7f92b51c0d602f565a51147b72b459.jpg)
В время Крымской войны Русской армии не хватало офицеров и нижних чинов. Потери пришлось восполнять плохо обученными ратниками. Николай I издал манифест о государственном подвижном ополчении, для которого придумали особую форму на основе мужицких ополченческих костюмов победоносной и популярной Отечественной войны 1812 года. Этот костюм оказал влияние на светскую моду того времени. Русская мода 1860-х годов имела пеструю внешнеполитическую окраску, и главным цветом в ней был красный. Его гневно выплеснули в лицо австрийцам итальянские предводители войны за независимость.
© Коллекция О. А. Хорошиловой
3 из 14
© Коллекция О. А. ХорошиловойГлавным героем был Гарибальди. Он и его стрелки-партизаны прославили красные просторные рубахи во время южноитальянского похода 1860 года. В моду они вошли под названием "гарибальдийка". Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Русской армии катастрофически не хватало теплых вещей. Офицеры шили себе толстые наушники из отрезанных концов башлыка, а рукавицы — из турецких килимов и балканских ковров. Отличным средством спастись от холода стала борода. После окончания войны офицеры и генералы не спешили ее сбривать. Для многих борода стала знаком участия в боях, и ее носили с гордостью. Среди них был и молодой генерал Михаил Скобелев. Его пышные бакенбарды стали очень популярны после войны, особенно среди славянофилов и ура-патриотов.
![Генерал-лейтенант Михаил Дмитриевич Скобелев. Его роскошные бакенбарды имитировал тогда многие русские щеголи. Ателье Abdullah Freres, Константинополь. Весна 1878 года Генерал-лейтенант Михаил Дмитриевич Скобелев. Его роскошные бакенбарды имитировал тогда многие русские щеголи. Ателье Abdullah Freres, Константинополь. Весна 1878 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/44/1510514418_0:0:707:1054_768x0_80_0_1_efcf13824a96802a473e4c810005e69b.jpg)
Главным героем был Гарибальди. Он и его стрелки-партизаны прославили красные просторные рубахи во время южноитальянского похода 1860 года. В моду они вошли под названием "гарибальдийка". Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Русской армии катастрофически не хватало теплых вещей. Офицеры шили себе толстые наушники из отрезанных концов башлыка, а рукавицы — из турецких килимов и балканских ковров. Отличным средством спастись от холода стала борода. После окончания войны офицеры и генералы не спешили ее сбривать. Для многих борода стала знаком участия в боях, и ее носили с гордостью. Среди них был и молодой генерал Михаил Скобелев. Его пышные бакенбарды стали очень популярны после войны, особенно среди славянофилов и ура-патриотов.
© Коллекция О. А. Хорошиловой
4 из 14
© Коллекция О. А. ХорошиловойЛетом 1914 года, как только Россия вступила в войну, русская бело-сине-красная гамма стала главной в оформлении интерьеров и отделке костюмов столичных модниц. Журнал "Модный свет" писал: "Патриотический подъем, воодушевляющий всех нас, отразился даже на таком мирном занятии, как рукоделие, и в большой моде теперь предметы, вышитые национальными цветами или украшенные национальными флажками".
![Маскарадные патриотические костюмы на тему Великой войны. Фотооткрытка. 1915 г. Маскарадные патриотические костюмы на тему Великой войны. Фотооткрытка. 1915 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/45/1510514557_0:0:668:1068_768x0_80_0_1_eaf7c33fc1e8f92778be37963269e4d8.jpg)
Летом 1914 года, как только Россия вступила в войну, русская бело-сине-красная гамма стала главной в оформлении интерьеров и отделке костюмов столичных модниц. Журнал "Модный свет" писал: "Патриотический подъем, воодушевляющий всех нас, отразился даже на таком мирном занятии, как рукоделие, и в большой моде теперь предметы, вышитые национальными цветами или украшенные национальными флажками".
© Коллекция О. А. Хорошиловой
5 из 14
© Частная коллекция (Париж)Элементы традиционного костюма и аксессуары превращались в символы единения во время конфликтов, а правитель, одетый в народном вкусе, мог даже вызвать истовый прилив патриотических чувств. Первой, кто осознал значение народного стиля в политической и военной пропаганде, была Екатерина II. Псевдорусские сарафан и "молдаван" (верхнее распашное платье без рукавов. — Прим. ред.) делали ее популярнее и понятнее народу, будто она говорила с ним на одном "костюмном" языке.
![Гравюра, выполненная на основе портрета М. Шибанова. Конец XVIII в. Частная коллекция (Париж) Гравюра, выполненная на основе портрета М. Шибанова. Конец XVIII в. Частная коллекция (Париж)](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/46/1510514682_0:0:713:994_768x0_80_0_1_32582d118f6e4058894f22a549316b69.jpg)
Элементы традиционного костюма и аксессуары превращались в символы единения во время конфликтов, а правитель, одетый в народном вкусе, мог даже вызвать истовый прилив патриотических чувств. Первой, кто осознал значение народного стиля в политической и военной пропаганде, была Екатерина II. Псевдорусские сарафан и "молдаван" (верхнее распашное платье без рукавов. — Прим. ред.) делали ее популярнее и понятнее народу, будто она говорила с ним на одном "костюмном" языке.
© Частная коллекция (Париж)
6 из 14
© Коллекция О. А. ХорошиловойКак это ни странно, Красная армия, сформированная новым революционным правительством и столь яро бившаяся со всем ненавистным царским, "старорежимным", была одета в форму, элементы которой имели крепкую генетическую связь с царской Россией и ее армией. Ведь авторами проектов обмундирования были художники, проявлявшие любовь к национальному стилю еще во времена Александра III и Николая II. В мае 1918 года был объявлен конкурс на разработку новой формы. А год спустя - издан приказ с описанием нового головного убора, который позже получил название "буденовка".
![Михаил Тухачевский в шлеме-богатырке. Художник Л. Котляров. Открытка 1960-х гг. Михаил Тухачевский в шлеме-богатырке. Художник Л. Котляров. Открытка 1960-х гг.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/48/1510514819_0:0:747:1059_768x0_80_0_1_52290991c4427906e22cc802ee5b50fc.jpg)
Как это ни странно, Красная армия, сформированная новым революционным правительством и столь яро бившаяся со всем ненавистным царским, "старорежимным", была одета в форму, элементы которой имели крепкую генетическую связь с царской Россией и ее армией. Ведь авторами проектов обмундирования были художники, проявлявшие любовь к национальному стилю еще во времена Александра III и Николая II. В мае 1918 года был объявлен конкурс на разработку новой формы. А год спустя - издан приказ с описанием нового головного убора, который позже получил название "буденовка".
© Коллекция О. А. Хорошиловой
7 из 14
© Коллекция О. А. ХорошиловойПосле окончания Русско-турецкой войны и присоединения Крыма в 1783 году Екатерина II решила устроить гранд-тур по территориям, недавно ставшим российскими. Это путешествие стало настоящим политическим пиаром, автором которого, помимо государыни, был Григорий Потемкин. Светлейший князь придумал, среди прочего, красивый галантный проект — амазонскую роту, дабы потешить ею путешествующую императрицу. Она состояла из 100 дам — жен и дочерей солдат и офицеров Греческого полка.
![Амазонка в форме образца 1787 года. Обмундирование было заимствованно у офицеров второго батальона Греческого пехотного полка. Рисунок второй половины XIX века Амазонка в форме образца 1787 года. Обмундирование было заимствованно у офицеров второго батальона Греческого пехотного полка. Рисунок второй половины XIX века](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/49/1510514941_0:0:917:1401_768x0_80_0_1_4ab1a59a0b61ec160c46d7924547fc7c.jpg)
После окончания Русско-турецкой войны и присоединения Крыма в 1783 году Екатерина II решила устроить гранд-тур по территориям, недавно ставшим российскими. Это путешествие стало настоящим политическим пиаром, автором которого, помимо государыни, был Григорий Потемкин. Светлейший князь придумал, среди прочего, красивый галантный проект — амазонскую роту, дабы потешить ею путешествующую императрицу. Она состояла из 100 дам — жен и дочерей солдат и офицеров Греческого полка.
© Коллекция О. А. Хорошиловой
8 из 14
© Коллекция О. А. ХорошиловойВ XIX веке и вплоть до 1917 года представительницы семьи Романовых продолжали поддерживать традицию августейшего шефства над военными частями. Вероятно, дамы хранили в своих гардеробах соответствующую шефскую форму. Однако подтверждений этому найти пока не удалось. При Александре II полковых шефов прекрасного пола было немало. Императрица Мария Александровна была шефом лейб-гвардии Кирасирского и второго лейб-драгунского Псковского полков. Как известно, императрица Мария Александровна обожала все оттенки синего и, конечно, приветствовала решение супруга назначить ее шефом именно лейб-гвардии Кирасирского полка, ведь его прикладным цветом был синий.
![Великая княжна Мария Александровна в форме 14-го уланского Ямбургского полка. Ателье Везенберг Великая княжна Мария Александровна в форме 14-го уланского Ямбургского полка. Ателье Везенберг](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/50/1510515017_0:0:650:1070_768x0_80_0_1_e4b62422fc5561ef4542560e9bc7d63b.jpg)
В XIX веке и вплоть до 1917 года представительницы семьи Романовых продолжали поддерживать традицию августейшего шефства над военными частями. Вероятно, дамы хранили в своих гардеробах соответствующую шефскую форму. Однако подтверждений этому найти пока не удалось. При Александре II полковых шефов прекрасного пола было немало. Императрица Мария Александровна была шефом лейб-гвардии Кирасирского и второго лейб-драгунского Псковского полков. Как известно, императрица Мария Александровна обожала все оттенки синего и, конечно, приветствовала решение супруга назначить ее шефом именно лейб-гвардии Кирасирского полка, ведь его прикладным цветом был синий.
© Коллекция О. А. Хорошиловой
9 из 14
© Фото : ЦГАКФФД СПбЖенский батальон смерти Марии Бочкарёвой был укомплектован 250 военными андрогинами — барышнями, обритыми "под три нуля", в грубой солдатской форме. После учебы 23 июня 1917 года батальон Бочкарёвой в полной выкладке прибыл на Варшавский вокзал, чтобы уже через два дня оказаться на передовой. Девятого июля они атаковали германские окопы у Новоспасского леса. Сражались героически, остервенело, назло всем — противнику, ошалевшему от неожиданной активности русских, и своим же солдатам, лентяям и насмешникам. Всего с 9 на 10 июля в бою погибло двое бойцов женского батальона, еще двое пропали без вести и 36 были ранены.
![Добровольцы женского батальона смерти. В центре — Мария Скрыдлова, адъютант Марии Бочкарёвой. Петроград, 1917 г. Добровольцы женского батальона смерти. В центре — Мария Скрыдлова, адъютант Марии Бочкарёвой. Петроград, 1917 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/51/1510515106_0:0:1024:1295_768x0_80_0_1_7e5080f4a0f03fb12b5a8400e237a0de.jpg)
Женский батальон смерти Марии Бочкарёвой был укомплектован 250 военными андрогинами — барышнями, обритыми "под три нуля", в грубой солдатской форме. После учебы 23 июня 1917 года батальон Бочкарёвой в полной выкладке прибыл на Варшавский вокзал, чтобы уже через два дня оказаться на передовой. Девятого июля они атаковали германские окопы у Новоспасского леса. Сражались героически, остервенело, назло всем — противнику, ошалевшему от неожиданной активности русских, и своим же солдатам, лентяям и насмешникам. Всего с 9 на 10 июля в бою погибло двое бойцов женского батальона, еще двое пропали без вести и 36 были ранены.
© Фото : ЦГАКФФД СПб
10 из 14
© Фото : ЦГАКФФД СПбВ то странное революционное время Морская женская команда казалась многим, особенно бывалым морским волкам, не более чем капризом взбалмошного Александра Керенского. Теперь этот проект воспринимается по-другому. Морская женская команда — первая, пусть наивная и комичная, попытка женщин бороться за право служить на флоте. Это право было завоевано ими много позже. Морская женская команда подготовила настоящую половую революцию, ведь эти юные барышни-матроски в сумасшедшем 1917 году надели настоящие мужские брюки, на многие десятилетия опередив свое время.
![Строевые занятия Морской женской команды. Фотография Якова Штейнберга, 1917 г. Строевые занятия Морской женской команды. Фотография Якова Штейнберга, 1917 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/52/1510515209_0:0:1335:957_768x0_80_0_1_c9a791580c8646ccba7a0aa581f62699.jpg)
В то странное революционное время Морская женская команда казалась многим, особенно бывалым морским волкам, не более чем капризом взбалмошного Александра Керенского. Теперь этот проект воспринимается по-другому. Морская женская команда — первая, пусть наивная и комичная, попытка женщин бороться за право служить на флоте. Это право было завоевано ими много позже. Морская женская команда подготовила настоящую половую революцию, ведь эти юные барышни-матроски в сумасшедшем 1917 году надели настоящие мужские брюки, на многие десятилетия опередив свое время.
© Фото : ЦГАКФФД СПб
11 из 14
© Коллекция О. А. ХорошиловойВ 1872 году нижние чины Российского императорского флота получили синие с белыми полосками воротники. Однако русские дети надели такие гораздо раньше — уже во второй половине 1850-х годов, копируя "форму" принца Эдварда образца 1846 года. В одном из похожих воротников позирует Николай, сын великого князя Константина Николаевича. Описание "воротничков marin" появляется в русской модной периодике в середине 1860-х годов. Тем самым дети и мода опередили русских матросов на целых 15 лет.
![Великий князь Константин Николаевич с сыном Николаем. Конец 1850-х — начало 1860-х гг. Великий князь Константин Николаевич с сыном Николаем. Конец 1850-х — начало 1860-х гг.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/54/1510515400_0:0:409:636_768x0_80_0_1_df3ecb6b0bd58ba992455b1a107c14b8.jpg)
В 1872 году нижние чины Российского императорского флота получили синие с белыми полосками воротники. Однако русские дети надели такие гораздо раньше — уже во второй половине 1850-х годов, копируя "форму" принца Эдварда образца 1846 года. В одном из похожих воротников позирует Николай, сын великого князя Константина Николаевича. Описание "воротничков marin" появляется в русской модной периодике в середине 1860-х годов. Тем самым дети и мода опередили русских матросов на целых 15 лет.
© Коллекция О. А. Хорошиловой
12 из 14
© Фото : Коллекции О. А. Хорошиловой"Года в четыре я попала под обаяние военной формы — интересовалась и рисовала исключительно военных. В семь лет в качестве подарка мне была сшита военная рубашка, к которой мама прикрепила настоящие (хотя и пугающе маленького размера) погоны полковника. В пять-шесть лет я уже гуляла по Невскому проспекту в дедовской суконной пилотке (державшейся на резинке) и с детским серебристым револьвером (очень элегантным), спрятанным в мощную кобуру тридцатых годов. Тогда, в восьмидесятые годы, я была такой одна".
![Автор книги позирует на фоне фотографии своего деда, полковника Льва Пунина. Ленинград, 1987 г. Автор книги позирует на фоне фотографии своего деда, полковника Льва Пунина. Ленинград, 1987 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/55/1510515583_0:0:1091:836_768x0_80_0_1_54b8b2afee04b4fb6a3526cb08085175.jpg)
"Года в четыре я попала под обаяние военной формы — интересовалась и рисовала исключительно военных. В семь лет в качестве подарка мне была сшита военная рубашка, к которой мама прикрепила настоящие (хотя и пугающе маленького размера) погоны полковника. В пять-шесть лет я уже гуляла по Невскому проспекту в дедовской суконной пилотке (державшейся на резинке) и с детским серебристым револьвером (очень элегантным), спрятанным в мощную кобуру тридцатых годов. Тогда, в восьмидесятые годы, я была такой одна".
© Фото : Коллекции О. А. Хорошиловой
13 из 14
© Фото : О. А. ХорошиловаВ декабре 2014 года состоялось знаменательное заседание патриотической платформы "Единой России" на тему: "Стратегия воспитания подрастающего поколения и молодежи в России". По результатам был разработан проект "Стратегии развития воспитания". Предстоящие торжества по случаю 70-летия Победы оказались прекрасным поводом опробовать некоторые военно-патриотические программы с участием детей, одетых в военную форму.
![На празднике Победы. 2016 г. На празднике Победы. 2016 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151051/57/1510515704_0:0:709:1073_768x0_80_0_1_d28e57c707943d80e10968688540ffa4.jpg)
В декабре 2014 года состоялось знаменательное заседание патриотической платформы "Единой России" на тему: "Стратегия воспитания подрастающего поколения и молодежи в России". По результатам был разработан проект "Стратегии развития воспитания". Предстоящие торжества по случаю 70-летия Победы оказались прекрасным поводом опробовать некоторые военно-патриотические программы с участием детей, одетых в военную форму.
© Фото : О. А. Хорошилова
14 из 14