МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. Раскопки в могилах древних греков на острове Кея в Эгейском море помогли археологам выяснить, от каких паразитических червей страдали герои Троянской войны и современники Гиппократа, а также узнать, о каких именно "гельминтах" писал основоположник медицины, говорится в статье, опубликованной в журнале JAS: Reports.
С самых давних времен люди хорошо осознавали опасность, которую несут паразитические черви, и активно пытались с ними бороться. Как сегодня считают эксперты, антипаразитические отвары и снадобья варили даже неандертальцы, а первые врачи и мыслители времен Античности, в том числе и Гиппократ, оставили обширные описания паразитов и методов борьбы с ними.
К примеру, основоположник медицины упоминал три вида кишечных паразитов — Helmins strongyle, или большой круглый червь, Helmins plateia — плоский червь, Ascaris — маленький круглый червь. Достаточно сжатое описание этих паразитов и отсутствие их изображений оставляют большой простор для толкования и не позволяют однозначно сказать, какие именно черви поражали древних греков.
Митчелл и его коллеги попытались исправить этот недочет, проводя раскопки на острове Кея в западной части Эгейского моря, где в середине прошлого века были открыты стоянки древних людей и первых культур Древней Греции, просуществовавшие более трех тысяч лет.
В общей сложности археологам удалось найти примерно шесть десятков могил древних греков, живших на Кее еще до появления цивилизации, во времена Троянской войны, примерно в 1100 году до нашей эры, а также после завоевания Греции армиями Римской республики и после формирования Византии.
В части этих погребений были найдены не только кости и украшения древних греков, но и следы окаменелых экскрементов, изучение которых позволило биологам понять, о каких паразитах писал Гиппократ, и оценить их распространенность в Элладе.
"Червь Helmins strongyle, о котором говорит Гиппократ, скорее всего, был нематодой, чьи яйца мы нашли в окаменелых нечистотах того времени. В свою очередь, его "кузен" Ascaris мог включать в себя два различных типа реальных червей — остриц и власоглавов. Мы склоняемся в пользу последних, так как их яйца присутствуют на острове", — продолжает Митчелл.
Открытие яиц власоглавов было достаточно большой неожиданностью для ученых: они, как считали историки, опиравшиеся на другие записи врачей и античные хроники, должны были появиться в Европе не четыре тысячи лет назад, а гораздо позднее.
Еще одним сюрпризом стало то, что лишь 16 процентов греков, изученных Митчеллом и его коллегами, страдали от паразитических инфекций и ни один из них не был носителем лямблий и других одноклеточных паразитов, широко распространенных сегодня в неблагополучных странах.
Это было удивительным, потому что число носителей паразитов в Северной Европе в это же время было примерно в два раза выше, чем в Элладе. Поэтому авторы статьи ожидали увидеть еще большее количество зараженных людей в находящейся гораздо южнее Греции, где климат лучше способствовал выживанию яиц червей и их распространению.
Пока непонятно, с чем это связано, однако ученые допускают как возможность того, что большая часть яиц червей просто не дожила до наших дней и полностью разрушилась, как и то, что отсутствие крупных рек и озер, больших скоплений животных и некоторые другие природные факторы могли мешать им распространяться среди древних греков.