МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас не исключает рассмотрение Конституционным судом РФ решений ЕСПЧ в отношении России.
"Появление новых решений, которые будут противоречить нашему конституционному правопорядку, исключить, к сожалению, нельзя. Поэтому, думаю, что Конституционному суду ещё не раз придётся рассматривать подобного рода дела по запросу министерства юстиции", — сказал сенатор.
Министр юстиции РФ Александр Коновалов в октябре на конференции "Россия и ЕСПЧ: право быть услышанным" проинформировал, что число жалоб в ЕСПЧ против России сократилось в 3,5 раза за последние четыре года и составляет меньше 8 тысяч. Коновалов добавил тогда, что Россия заинтересована в обеспечении прав своих граждан, не дожидаясь решений ЕСПЧ по жалобам из РФ.
Отвечая на вопрос, как отразилось на отношениях с Советом Европы принятие закона о приоритете решений Конституционного суда Российской Федерации над решениями международных судов, в том числе ЕСПЧ, Клишас сказал, что "здесь стоит сделать уточнение, что чисто юридически речь не идет о приоритете".
По словам сенатора, "это было сделано с той целью, чтобы избежать ситуации "правового вакуума", когда было бы непонятно, как исполнить решение ЕСПЧ, невозможно это сделать, если данное им толкование Конвенции о защите прав человека и основных свобод вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации".
"Такая ситуация, увы, характерна по некоторым делам не только для России, но и для многих других стран-участников Конвенции, в том числе Германии и Великобритании", — добавил он.
Клишас пояснил, что "это обусловлено национальной конституционной идентичностью, которую необходимо учитывать ЕСПЧ, как бы он этого ни хотел". "Конечно, Совет Европы, сам Европейский суд по правам человека придерживаются иной позиции – они исходят из того, что государства должны изменять тексты конституций и менять конституционно-правовые подходы. Однако и Совет Европы, и ЕСПЧ все же сами понимают, что являются субсидиарными органами", — отметил он.
Он не склонен полагать, "что изменения в российском регулировании столь кардинальные, как о них некоторые говорят, делая акцент на неисполнении решений ЕСПЧ".
"Они и раньше порой не могли быть исполнены – при этом во многих государствах-членах Совета Европы. Напротив, введенное регулирование направлено на достижение правовой определенности", — заключил он.