АНТАЛЬЯ, 19 ноя — РИА Новости. Трехсторонняя встреча глав МИД России, Турции и Ирана Сергея Лаврова, Мевлюта Чавушоглу и Мохаммада Джавада Зарифа состоится в воскресенье в турецком курортном городе Анталья. Основным вопросом министерских переговоров станет дальнейшее урегулирование сирийского кризиса.
За десять месяцев этого года прошло семь астанинских раундов, была проделана немалая работа: отлажено функционирование четырех зон безопасности в Сирии — на юго-западе, в Восточной Гуте, в районе города Хомс, в провинции Идлиб. Другим важным итогом стала договоренность о создании Россией, Ираном и Турцией, как гарантами перемирия в Сирии, трехстороннего механизма контроля за режимом прекращения огня в САР.
От слов к делу
В Москве рассчитывают, что мероприятие пройдет под эгидой ООН, МИД России уже опубликовал список из 33 организаций, приглашенных для участия в конгрессе, среди них — Высший комитет по переговорам и несколько курдских групп. Многие оппозиционеры высказали желание принять участие в таком форуме.
"Верится с трудом", — считает доцент Института общественных наук РАНХиГС, востоковед Сергей Демиденко. По его словам, Турция поддерживает определенные силы в сирийской оппозиции — "Джебхат-ан-Нусру" (террористическая группировка, запрещена в РФ), другие исламистские объединения. "Но главным принципиальным моментом для них является ограничить степень самостоятельности сирийских курдов. Здесь они не поступятся и пядью. Они будут намертво стоять и не допустят никакой расширенной автономии сирийских курдов", — считает эксперт.
Восстановление и переустройство Сирии
Некоторые аналитики утверждают, что процесс восстановления республики лучше было бы начать с решения социальных и гуманитарных вопросов. И если эта работа будет продвигаться успешно, можно было бы перейти к более сложным, политически вопросам, в том числе касающихся будущей конституции Сирии. И здесь основным камнем преткновения, конечно же, является вопрос о судьбе президента Сирии Башара Асада.
Россия, считает эксперт, находится в некой третьей позиции, потому что "мы вроде как поддерживаем Башара Асада, но, с другой стороны, мы неоднократно заявляли, что дело не в Башаре Асаде, для нас главное — борьба с терроризмом, главное — стабильность в Сирии, и неважно, как эта стабильность будет достигнута — с Башаром Асадом или без".
И пока непонятно, как эти три позиции между собой согласовать, отметил Демиденко.
Саммит на пороге
Как сообщила пресс-служба Кремля, в ходе переговоров будет обсуждаться сирийское урегулирование с учетом совместной работы в астанинском формате.
По мнению профессора университета TOBB (Анкара) Тогрула Исмаила, "с учетом того, что на этот раз в переговорах будет участвовать президент Ирана, можно ожидать очень серьезных результатов по Сирии". "Видимо, все три стороны идут на переговоры с конкретными предложениями. Думаю, что стороны близки к договоренности о фактическом переустройстве Сирии", — сказал Исмаил.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>