МОСКВА, 7 ноя – РИА Новости. Ученые из МФТИ, МГУ и Института прикладной математики РАН создали математическую модель, описывающую информационную войну. Их выводы опубликованы в журнале Mathematical Models and Computer Simulations.
В последние годы представители естественных наук — математики, физики и даже вирусологи и эпидемиологи — начали активно интересоваться тем, как информация распространяется среди людей и как это влияет на их поведение и политические предпочтения.
Шесть лет назад американские математики выяснили, как Twitter и другие микроблоги помогали сторонникам "арабской весны" вести пропаганду среди молодежи, а весной этого года российские ученые создали компьютерную программу, способную предсказывать, как распространяется информация через "сарафанное радио".
Изучать подобные общественно-политические процессы, как отмечает Александр Петров, сотрудник ИПМ РАН, довольно сложно потому, что в подобных ситуациях человек очень редко ведет себя рационально и часто руководствуется не вполне логичными и "правильными" идеями — например, соглашаясь с известными политиками в ущерб собственным интересам.
Российские ученые учли этот фактор при создании собственной модели "информационной войны". Они опирались на идеи о математических основах психологии человека, которые были впервые изложены Николасом Рашевским, американским биофизиком российского происхождения, а также ориентировались на то, что большинство "информационных сражений" носит мгновенный и молниеносный характер.
Это проявляется в том, что участники идеологического конфликта начинают резко наращивать интенсивность пропаганды в тот момент, когда происходит какое-то важное событие. Противникам важно убедить публику в том, что именно их интерпретация произошедшего истинна, а все остальное – "липовые новости" и "дезинформация".
На основе этих идей и выкладок Рашевского российские математики подготовили набор формул, который описывает поведение сторон и общества во время информационной войны, и попытались понять, к каким последствиям она приводит. Для этого они экспериментировали в виртуальной среде и анализировали рекламную кампанию одной IT-фирмы, которая, как рассказывает пресс-служба МФТИ, производила компьютерные игры и постоянно боролась с пиратами, лишавшими ее недополученной прибыли.
Расчеты и наблюдения показали, что единичные акты пропаганды и информационные вбросы, приуроченные к тому или иному событию, почти не влияют на жизнь общества и не действуют на него так, как хотелось бы участникам "идеологического конфликта". Число носителей подобных "правильных" знаний, как отмечают ученые, ненадолго увеличивалось, а потом опять падало почти до исходного уровня.
С другой стороны, отмечает Петров, длительная и постоянная "накачка" общества пропагандой тоже приводит к нежелательным эффектам из-за развития другого политического феномена – поляризации общества. В результате представители разных идеологических течений прекращают слушать друг друга и пропаганда перестает работать, так как начинает действовать только на своих. Все это, заключает ученый, хорошо согласуется с тем, что сейчас происходит в реальном мире.