МОСКВА, 17 окт — РИА Новости, Екатерина Постникова, Иван Воронцов. Два иероглифа — "кай" (изменение) и "зен" (улучшение) — секрет безусловного качества продукции, произведенной в Японии, — от автомобилей до электроники. Для самих японцев философия постоянного улучшения стала локомотивом, вытянувшим страну из послевоенных руин в лидеры мировой экономики. О том, как работает система кайдзен и можно ли ее использовать в России, — читайте в материале РИА Новости.
![Производство новой модели Toyota RAV4 в Санкт-Петербурге Производство новой модели Toyota RAV4 в Санкт-Петербурге](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150679/12/1506791289_0:0:5329:3532_768x0_80_0_0_cdc46d9a739312bc5bf5e29e23346551.jpg)
С учетом каждого сантиметра
В 2017 году Россия и Япония начали работать по двум совместным инициативам: в рамках первой японские специалисты проверяют работу на 12 российских предприятиях, по второй наши инженеры стажируются на японских заводах. В список компаний вошел производитель слуховых аппаратов "Исток-Аудио". "Мы тесно сотрудничаем с японцами, — рассказывает генеральный директор компании Иван Климачев. — Например, раньше у нас сборка электронных модулей находилась в другом здании, а это вело к серьезным транспортным расходам. В итоге с конца октября у нас начинает работать новая площадка, где, исходя из японских международных стандартов, учтен каждый сантиметр".
![Визит японской делегации на предприятие Исток-Аудио Визит японской делегации на предприятие Исток-Аудио](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150679/68/1506796890_0:0:3628:2419_768x0_80_0_0_c3f0e46cf1044db7f7efe9bca7cb29f0.jpg)
Металлообрабатывающая компания "Иннотехмет" также начала вводить принципы бережливого производства. Запуск работы по новым правилам предприятие планирует в конце ноября 2017 года. "Сейчас мы строим новую площадку, где надо установить оборудование, — рассказывает ведущий инженер компании Алексей Вздыхалкин. — Мы заказали картонные коробки, сделали макеты станков и поставили их в цехе, чтобы понять, как будут двигаться тележки и работать сотрудники. Таким образом, мы стараемся просчитать все мелочи — вплоть до того, как в цехе будет распределяться свет. Когда ты видишь все на бумаге — это одно, когда моделируешь работу — совсем другое".
![Работа предприятия по производству слуховых аппаратов Исток-Аудио Работа предприятия по производству слуховых аппаратов Исток-Аудио](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150679/35/1506793506_0:0:3456:5184_768x0_80_0_0_d50ce05d51840f3a28bc19dcf151a8d5.jpg)
Кайдзен, по сути, идеальная производственная модель, которую можно адаптировать в любой сфере — от изготовления слуховых аппаратов до IT-компаний. Однако ее внедрение за рубежом должно учитывать "страновые" нюансы и особенности местного менталитета. В России кайдзен впервые пробовали ввести более десяти лет назад.
"Во внедрении кайдзен заинтересованы те компании, которые пока не могут себе позволить масштабные инвестиции в производство — роботизацию или его полное переоснащение, — говорит Кунио Окада, генеральный директор НИИ при Японской ассоциации по торговле с Россией и ННГ (РОТОБО). — Такие вещи быстро повышают производительность, кайдзен же дает результат при минимальных затратах, но с отсрочкой во времени".
Кайдзен является частью бережливого производства, которое подразумевает максимальное сокращение издержек. Автомобильный производитель "КАМАЗ" стал первым, кто получил сертификат в этой области менеджмента. По данным компании, в 2016 году за счет кайдзен-технологий удалось сэкономить около 2,3 миллиарда рублей, за 11 лет работы — примерно 35 миллиардов рублей. В другой автомобильной компании, "АвтоВАЗ", систему кайдзен начали вводить в 2010 году. Это было связано с запуском совместных проектов альянса Renault-Nissan. Компания активно использует методику "два часа / два дня": сотрудники проводят быстрые улучшения на рабочих местах в течение двух часов или двух дней.
![Цех сборки автомобилей Лада Нива, Лада Гранта на заводе ОАО АвтоВАЗ в Тольятти Цех сборки автомобилей Лада Нива, Лада Гранта на заводе ОАО АвтоВАЗ в Тольятти](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150680/80/1506808098_0:0:5760:3840_768x0_80_0_0_d81dfc8ade4ff3f62220fb9065a2691d.jpg)
Приходить вовремя и выглядеть аккуратно
Один из крупнейших японских производителей шин, "Йокохама", предъявляет к своим сотрудникам требования кайдзен. "При подборе персонала мы смотрим на целеустремленность претендента, — рассказывает заместитель начальника службы планирования компании в России Станислав Еремин. — Для специалистов начального уровня требования достаточно простые: приходить на работу вовремя и выглядеть аккуратно. Для адаптации в японской компании требуется время, особенно если речь идет о людях, которым уже за 40 и которые всю свою жизнь проработали на российских предприятиях". По словам Еремина, многие принципы свойственны не только японскому, но в целом цивилизованному бизнесу.
По данным компании HeadHunter, спрос на специалистов разного уровня — от слесарей до топ-менеджеров — с навыками кайдзен и бережливого производства сегодня растет: за 17 лет на портале скопилось 22 тысячи резюме. Это относится к топ-менеджменту, сферам продаж, IT-технологий и транспорта. У топ-менеджеров зарплатные ожидания очень высокие: на портале hh.ru можно найти более 400 резюме с указанием зарплаты в 300 тысяч рублей. В большинстве резюме ожидания по зарплате варьируются от 50 до 100 тысяч. Также в России работают консультанты по кайдзен. "Судя по их резюме, — говорит директор по развитию hh.ru Борис Вольфсон, — это бывшие сотрудники топового уровня с опытом работы более десяти лет". В России это не японские, а отечественные специалисты.
![Работа предприятия по производству слуховых аппаратов Исток-Аудио Работа предприятия по производству слуховых аппаратов Исток-Аудио](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150679/16/1506791664_0:0:5143:3429_768x0_80_0_0_81ecd0ad91037bc5ef556ffd84664d33.jpg)
Русские работают только под давлением?
"Существует мнение, что японские принципы не подходят российской культуре, — говорит Вольфсон. — Мол, русские работают только под давлением, а кайдзен предполагает размеренную работу с постепенными улучшениями. Я с этим не согласен, поскольку видел, как некоторые компании выигрывали у своих конкурентов именно за счет кайдзен".
Бизнес-культуролог и приглашенный профессор Университета Мэйдзи Юлия Стоногина считает, что кайдзен трудно внедрять, если на предприятии слишком велик разрыв в доходах топ-менеджмента и работников среднего и низового звеньев. "Если говорить о культурных особенностях кайдзен, то принцип небольших и постепенных улучшений не всегда соответствует широкой русской натуре. Однако культура — вещь не аморфная, а вполне измеримая. Распределение прибыли — тоже часть корпоративной культуры, — говорит Стоногина. — В Японии система поощрений за внедрение кайдзен в первую очередь направлена на "синие воротнички". В России же принята американская дивидендная политика, когда основная прибыль распределяется среди управленческой верхушки, мажоритарных акционеров".
![Рабочие в цехе сборки кузовов и шасси на автомобильном заводе КАМАЗ Рабочие в цехе сборки кузовов и шасси на автомобильном заводе КАМАЗ](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150680/83/1506808311_0:0:3268:2179_768x0_80_0_0_831218bccc188b79348ada24b5027f5c.jpg)
Кунио Окада считает, что кайдзен на российских предприятиях возможен. "Другое дело, что необходима некоторая адаптация японских принципов к российским условиям, включая даже климатические, — говорит Окада-сан. — Если поставщики не могут быть так пунктуальны, как в Японии, надо закладывать больше времени на те или иные процессы. Но все же Россия 25 лет назад и сегодняшняя — это две разные страны. Сейчас вряд ли возможны задержки или простои на полмесяца-месяц".
"Сейчас у компаний нет выбора, — говорит Вольфсон. — Если предприятие хочет быть конкурентоспособным, оно должно прибегать к той или иной форме непрерывного совершенствования — будь то кайдзен или что-либо другое".