Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский
Сведения о жизни блаженного скудны. Неизвестно, как и когда он пришел в Ростов: в его житии говорится лишь, что объявился он там в царствование Ивана Грозного и прославился подвигом юродства, терпя нужды и скорби и не имея постоянного пристанища — только иногда заходя для отдыха к своему духовному отцу, священнику Всехсвятской церкви Петру. А еще — что имел "власы на главе велики", потому и назвали его Власатым.
В Ростове его еще при жизни почитали святым, с ним советовался даже знаменитый Борисоглебский затворник Иринарх, к которому во времена Смуты приезжали за благословением и Михаил Мусин-Пушкин, и вожди народного ополчения Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.
Принято думать, что юродство прославляется как святость только Русской церковью. Но это не так. Греческая церковь чтит шесть византийских юродивых, а в Киевской Руси не канонизировали ни одного. Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский, который, согласно его житию, был <…> немцем (богатым купцом "от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли"). В Устюг он попал из Новгорода, где познал истинную веру и, крестившись в православие, раздал свое имение и принял "юродственное Христа ради житие".
Вот и блаженный Иоанн Ростовский, похоже, не был природным русичем: на его гробнице хранилась принадлежавшая ему пергаментная Псалтырь на латинском языке, которую он, по преданию, все время носил с собой и постоянно читал. И хотя католический Запад подвига юродства не знал, как ни странно, именно перешедший в православие немец избрал этот вид аскезы, который вошел в Русскую церковь с начала XIV века — с угасанием княжеской святости.
Святые князья строили государство и стремились к осуществлению в нем правды. Московские князья построили это государство крепко и прочно: оно существовало силой принуждения, обязанностью службы и не требовало уже святой жертвенности. Но неправда, которая всегда торжествует в мире и в государстве, не давала покоя христианской совести. И совесть эта выносила свой суд тем свободнее и авторитетнее, чем меньше она была связана с миром, чем радикальнее отрицала мир. А попрание быта в юродстве восстанавливало нарушенное торжеством "бытового православия" духовное равновесие.
Блаженный Иоанн Ростовский скончался в глубокой старости 3 сентября (16 сентября по новому стилю) 1580 года. Мощи его погребены под спудом за левым клиросом церкви Толгской иконы Божией Матери, построенной в XVIII столетии, и до сих пор почитаются православными верующими.