Во вторник на острове Русский стартовал третий Восточный экономический форум — площадка, где Россия обсуждает с инвесторами из стран АТР совместные проекты и возможности. Российский фонд прямых инвестиций уже вложил значительный объем средств совместно с азиатскими партнерами, в том числе в развитие Дальнего Востока. Об итогах саммита БРИКС в Китае, новых проектах в Азии и России, судьбе совместных фондов с Японией и Кореей рассказал в интервью РИА Новости глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Беседовали Вероника Буклей и Дарья Станиславец.
— В Китае завершился саммит БРИКС, в котором принял участие и РФПИ. Расскажите о ваших двусторонних встречах на саммите, какие проекты удалось обсудить?
— В рамках саммита БРИКС был большой фокус на увеличение инвестиций между странами. Мы провели много встреч с нашими партнерами по вопросу наращивания их вложений в проекты в России.
Достижением РФПИ в рамках саммита было закрытие сделки по аэропорту Пулково, новая история про возможные инвестиции в ветрогенерацию с провинцией Фуцзянь.
— О чем идет речь?
— РФПИ уже ранее реализовал совместно с Новым банком развития БРИКС проект в Карелии. Сейчас хотим с банком и совместно с китайскими партнерами делать второй проект — по ветрогенерации. Он также будет реализован в Карелии, общий объем инвестиций составит около 100 миллионов долларов.
С партнерами из стран БРИКС мы также обсуждали новые проекты в агросекторе и в портовой и транспортной инфраструктуре.
— Что это за проекты?
— Мы с партнерами в рамках саммита обсудили проект ВСМ "Евразия", мы сейчас более активно смотрим на него, видим, что у РЖД уже есть значимый прогресс по модели, которая показывает уже более интересную доходность, видим растущий интерес инвесторов к этому проекту.
Мы пока не приняли решение о вхождении в проект, но мы видим, что там делается большой фокус на транспортировку не только пассажиров, но и грузов через территорию РФ, кроме того проект связан с электрокоммерцией между Китаем и Европой, это очень улучшает бизнес-модель ВСМ и делает ее более обоснованной. Россия здесь позиционируется правильно — как логистический коридор между Китаем и Европой. Проект изменяется в лучшую сторону.
— Какие переговоры и подписания у вас планируются на ВЭФ?
— Мы подпишем соглашение с вьетнамским конгломератом TH Group, речь идет о сельскохозяйственном проекте на Дальнем Востоке с фокусом на молочное животноводство. Объем средств мы не раскрываем. Вьетнам для нас важен, мы не так много делали совместных проектов ранее, сейчас будем активизироваться.
Мы уже одобрили и инвестировали в проекты на Дальнем Востоке более 95 миллиардов рублей, собственные средства РФПИ составляют более 30 миллиардов рублей.
По нашему проекту аэропорта Владивостока мы видим, что с начала года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года международный поток стал на 37% больше. Мы считаем, что аэропорт Владивостока будет активно развиваться, жить активной жизнью.
Также важно, что мост через реку Амур строится, все в графике. Это очень значимый проект между Россией и Китаем.
Мы также инвестировали в угледобывающую компанию Tigers и отгружаем первую партию угля в КНР. Нас довольно много на Дальнем Востоке.
Я как член совета директоров "Алросы", и мы как инвесторы в "Алросу" активно обсуждаем с "Алросой" различные проекты.
— Проекты в какой сфере?
— С "Алросой" мы обсуждаем различные совместные проекты, в частности на китайском рынке, на других рынках, в том числе связанные с различными партнерствами, которые "Алроса" может иметь в сфере дистрибуции и других сферах. Дистрибуции на азиатском рынке.
— Когда будет запущена работа совместного с JBIC российско-японского фонда?
— Мы, наконец, полностью его подписали и финализировали. В рамках форума будет важная встреча с премьер-министром Японии Абэ. Мы уверены, что фонд станет важным элементом взаимодействия между Россией и Японией. Как вы знаете, например, наш российско-китайский фонд уже осуществил более 15 инвестиций, так что такая модель работает, и с японскими партнерами она также заработает активно.
Фонд заработает с 6 сентября, все документы уже подписаны. Первый проект мы ожидаем в сфере фармацевтики. Полагаем, что в ближайший месяц он будет завершен. У нас также много проектов в области аквакультуры, транспортной инфраструктуры и так далее.
— Планируете ли обсуждать новые проекты с корейскими партнерами?
— Мы очень хотим активизировать российско-корейскую инвестиционную платформу. Она уже есть, но пока она работает не очень активно. У нас большой фокус на ее активизацию. Я буду участвовать во встрече с новым президентом Кореи, на повестке дня будет стоять вопрос активизации платформы.
— Недавно РФПИ вложился в проект Hyperloop One, насколько оправдались, на ваш взгляд, эти инвестиции? Будет ли проект реализован в ближайшее время?
— Наши инвестиции оправдались, потому что капитализация компании растет. Во-вторых, прошло очень важное испытание капсулы, ее пилотный запуск. В ближайшее время в одной из арабских стран стартует первый пилот Hyperloop, который будет связан с доставкой капсулы в портовой инфраструктуре. Это будет решение "последней мили" доставки в порт и первый реально действующий проект.
Есть еще много вопросов, которые необходимо решить, но безусловно, за последний год компания сделала существенный прогресс.
— Планируете ли другие проекты в высокотехнологичной сфере?
— Мы активно смотрим на технологический сектор. У нас есть ряд проектов в детальной степени проработки. Мы проинвестировали в DiDi Taxi, которая значительно выросла в капитализации с момента наших инвестиций. Мы по-прежнему изучаем возможности вложения в "Яндекс", уже объединенный "Яндекс" с Uber. Доля технологических инвестиций в РФПИ будет значимо увеличиваться.
— Планируете ли вы участвовать в приватизации "Совкомфлота"?
— Нам по-прежнему интересен "Совкомфлот", и мы знаем, что будет большой интерес от китайских инвесторов.