МОСКВА, 25 авг — РИА Новости. С ноября 2016 года в тестовом режиме в России действует проект "Бережливая поликлиника". По замыслу инициаторов – Министерства здравоохранения и госкорпорации "Росатом" – принципы "бережливости" помогут повысить эффективность медицинского обслуживания в стране. Эксперимент запустили в нескольких учреждениях Ярославля, Калининграда и Севастополя.
По мнению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, опыт этих городов доказал – проекту быть на федеральном уровне. К августу этого года к "Бережливой поликлинике" присоединились 115 учреждений в 40 регионах.
Основными целями "Бережливой поликлиники" Минздрав называет "усовершенствование процессов, направленных на повышение удовлетворенности пациентов": проект обещает сделать услуги более доступными, повысить их эффективность и обеспечить новые рабочие места.
Что собирается изменить Минздрав
В пояснительных документах к проекту говорится, что ключевой принцип бережливой работы поликлиники – непрерывность производственного потока, без задержек и очередей. Этого можно достичь за счет равномерной загрузки персонала, рационального размещения людей и информации, оптимальной планировки площадей и "устранения всех видов потерь". Под "потерями" документ подразумевает все действия работников медицинского учреждения, которые не попадают в три установленных категории:
— работа, добавляющая ценность;
— работа необходимая, но не добавляющая ценность;
— периодическая работа.
"Мы начинали с трёх регионов, брали две поликлиники на каждый регион. Сейчас на сегодняшний момент это уже 115 поликлиник в 40 регионах", – рассказала ранее глава Минздрава Вероника Скворцова. Кроме того, министр заявила, что время ожидания врача уже сократилось более чем в три раза. Также изменилась и технология проведения лабораторных исследований.
К следующему году в половине поликлиник должны отладить меры реагирования на отклонения от нормы сроков ожидания помощи, которые установлены программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В 2020 году – в 75% учреждений, в 2022 году – 95%. Для этого планируют создать автоматизированную систему мониторинга доступности первичной медпомощи.
"Она позволит контролировать в том числе, насколько оперативно можно записаться к специалисту и время ожидания специалиста при посещении медицинской организации", – поясняется в документе.
![Работники регистратуры в поликлинике № 108 Работники регистратуры в поликлинике № 108](https://cdnn21.img.ria.ru/images/142226/46/1422264628_0:0:3072:2048_768x0_80_0_0_ca14f7e67a3cc95fc7ea83462685805f.jpg)
Знания на практике: как это работает в разных регионах России
Сейчас проект готовится к запуску и в Московской области – пока он действует только в двух медучреждениях: Красногорской городской больнице №1 и Московском областном Центре Охраны материнства и детства. Главный врач последнего – Татьяна Мельник – рассказала о том, что уже сделано в клинике в рамках проекта и что планируется сделать в ближайшем будущем.
"Первым делом мы собрали коллектив, создали рабочую группу, которая и возглавляет проект.– Разработали план мероприятий, после чего на общем собрании объяснили коллективу, что собой представляет проект и что потребует его реализация. Конечно, есть люди, которые привыкли работать "по накатанной": кто-то поначалу был против, но в конечном итоге сотрудники остались очень довольны", – объясняет Мельник..
В центре изменили работу лабораторно-диагностической службы: теперь там назначают точное время посещения, интервал между пациентами составляет не более пяти минут – так удалось ликвидировать очереди. Результаты анализов приходят на электронную почту врача уже через два часа после исследования, а посмотреть их в системе может любой врач – удобно в том случае, если понадобится обратиться к другому специалисту.
В учреждении ликвидировали регистратуру: теперь на ее месте ресепшн, где администраторы помогают пациентам найти нужного специалиста или кабинет. Появилось также картохранилище – туда убрали старые бумажные карты, записи в которых были сделаны до создания электронных – они появились всего два года назад. Открылся кабинет "Справка в один шаг", где можно получить необходимый документ сразу, без дополнительного обследования.
![Пациент на приеме у офтальмолога в московской поликлинике Пациент на приеме у офтальмолога в московской поликлинике](https://cdnn21.img.ria.ru/images/114249/81/1142498158_0:0:2676:1917_768x0_80_0_0_789116f63332373820eb3279fe088b6b.jpg)
В планах центра – сделать электронную версию кабинета вакцинации, что полностью уберет бумажные носители из работы медперсонала, а также разработать качественную систему визуализации: красивые указатели, которые нравились бы детям и были бы полезны родителям при перемещении в клинике.
В центре провели анкетирование персонала: оказалось, что 100% врачей остались довольны нововведениями, а вот мнение медицинских сестер менее однозначно. 30% медсестер проект не понравился из-за необходимости постоянной работы с компьютером – им было проще писать от руки.
О плановой диспансеризации в поликлинике напоминают с помощью СМС. Пациент приходит в учреждение, где его встречают и провожают в нужный кабинет. "У меня все обследование заняло не больше часа. Потом сразу дали направление к терапевту на следующий день. Раньше на всю диспансеризацию уходило гораздо больше времени: пока очередь высидишь, а сейчас даже сообщения присылают – пожалуйста, посетите нас! Значительные изменения", – рассказала пациент городской поликлиники №1 Галина Цыренова.
"Бережливая поликлиника" рассчитана почти на шесть лет – до апреля 2023 года включительно. На 2018-2019 годы запланирована экспериментальная часть, когда в рамках проекта будут работать 155 и 195 медицинских учреждений соответственно. По замыслу министерства, к 2022 году на новую схему оказания медицинских услуг перейдут не менее четырех тысяч поликлиник.
![В Щукине откроют новую поликлинику В Щукине откроют новую поликлинику](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149315/67/1493156743_0:0:1500:976_768x0_80_0_0_a42f4bebbad377bfadefa69623c7b8c8.jpg)