МОСКВА, 17 авг – РИА Новости. Заместители глав МИД России и Японии Игорь Моргулов и Такэо Акиба обсудят в четверг в Москве перспективы совместной хозяйственной деятельности двух стран на южных Курилах – как ожидается, речь пойдет о производстве морского ежа и гребешков, круизном туризме и возможностях регулярного сообщения между Хоккайдо и российскими островами.
По данным издания, производство в морской акватории и однодневные туристические поездки без захода в порты могут стать началом совместной деятельности двух стран, на основе которого будет вырабатываться общая юридическая база для последующих проектов.
По мнению ряда экспертов, дипломаты также, вероятно, будут говорить о перспективах разработки такой юридической базы – наиболее проблемном вопросе в контексте сотрудничества на южных Курилах. Тем не менее, как полагают политологи, явных прорывов в ходе предстоящих переговоров, как и в целом на пути к заключению мирного договора с Японией, пока ждать не приходится.
Проблема
Разговоры о возвращении "северных территорий" (так в Токио называют острова Хабомаи, Итуруп, Кунашир и Шикотан) давно набили оскомину в японском политическом истеблишменте. Каждый новый руководитель правительства декларирует намерение решить этот вопрос. При этом Токио ставит условием для заключения мирного договора с Россией возвращение этих островов, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года.
Как отмечают эксперты, Абэ делает ставку на личное общение с российским лидером и готов закрывать глаза на многие раздражающие японских дипломатов факторы, как, например, недавнее размещение на оспариваемых островах ракетных комплексов "Бастион", "Бал", "Тор-М2У". Как заявил японский премьер, говоря о российском военном присутствии на южных Курилах, установка вооружений не означает, что стороны "должны прекратить переговоры по мирному договору". Более того, за последний год Абэ неоднократно высказывал мнение, что совместная экономическая деятельность России и Японии на южных Курилах станет шагом вперед для заключения мирного договора.
Насколько это реально, остается только догадываться, даже несмотря на явную активизацию диалога Москвы и Токио за прошедший год. Ведь, по сути, подписание мирного договора принципиально не изменит характера отношений между двумя государствами. По признаниям экспертов, не стоит ожидать, что из Японии сразу же хлынет поток инвестиций в Россию, а значит высоких дивидендов от самого факта заключения мирного договора ждать не следует.
Идея совместной деятельности
Впервые о совместном освоении островов заговорил еще бывший глава МИД и экс-глава правительства России Евгений Примаков. В конце 1990-х он встретился с тогдашним экс-премьером Японии Ясухиро Накасонэ и высказал идею сделать ставку на совместное хозяйственное освоение островов.
К теме совместной хозяйственной деятельности вернулись лишь в декабре 2016 года – во время визита Путина в Японию. Тогда президент РФ и премьер Японии договорились обсудить возможность совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах. В феврале 2017 года министр иностранных дел Фумио Кисида на первом заседании специально созданного при МИД Японии Совета по совместной экономической деятельности назвал ее основные направления: рыболовство, туризм, здравоохранение и экология.
Японские интересы
Согласно данным сахалинского правительства, бизнес-миссия договорилась с региональными властями о сотрудничестве в сфере рыбопромышленности, энергетики и гостиничного бизнеса. В частности, в сфере энергетики японцев заинтересовало строительство ветродизельных электростанций. В транспортной сфере российской стороне предложили использовать японский опыт при модернизации портовых сооружений, что должно расширить возможности причалов и привлечь на острова бизнес и туристов.
По данным сахалинского правительства, японские предприниматели заинтересовались проектами в гостиничной отрасли, в сфере здравоохранения, жилищном строительстве, в области утилизации бытовых отходов и торговли. Прозвучало даже предложение открыть на Курилах сервисы для ремонта японских автомобилей.
Как заявил тогда помощник премьер-министра Эйити Хасэгава, эта поездка позволила осознать необходимость создания специального правового режима для сотрудничества России и Японии на островах.
Официальные комментарии
В официальном комментарии посольства Японии в РФ РИА Новости сообщили, что "в ходе консультаций в четверг… стороны рассмотрят возможности максимально скорейшей реализации экономически значимых проектов в рамках совместной хозяйственной деятельности на четырех островах с учетом результатов состоявшегося в конце июня визита делегации представителей официальных и частных кругов Японии на данные острова".
Сомнительные перспективы
Однако ряд российский экспертов достаточно пессимистично оценивают перспективы совместной экономической деятельности России и Японии на южных Курилах. Главной проблемой в российско-японском сотрудничестве является вопрос правовой базы, на которой будет строиться совместная деятельность.
Именно из-за такой расстановки позиций японские официальные лица стали поднимать вопрос о необходимости создания некоего специального правового режима на южных Курилах, который бы не противоречил как законам Японии, так и законам России. Однако до сих пор конкретные параметры этого режима неясны.
Как предположил в разговоре с РИА Новости научный сотрудник Токийского фонда, руководитель проектов "Энергетические проблемы и внешняя политика Японии" и "Российско-японский стратегический диалог" Тайсукэ Абиру, Акиба и Моргулов обсудят то, как "реализовать совместную экономическую деятельность на спорных северных территориях, опираясь на специальную (правовую – ред.) систему".
По мнению российских экспертов, в этом вопросе "затянулась пауза", которая не нравится Москве. "Видимо, там, за закрытыми дверями все обсуждение уперлось в этот правовой режим", — отметил руководитель Центра Японских исследований ИДВ РАН Валерий Кистанов, добавив, что дело не движется.
По его мнению, японцы воспринимают запуск ТОР как проявление недовольства России по поводу того, как идет подготовка к совместной хозяйственной деятельности. "Наверное, Акиба на встрече с Моргуловым будет пытаться развязать как-то этот узел", — считает Кистанов.
В свою очередь сотрудник Центра Японских исследований ИДВ РАН Виктор Павлятенко рассказал РИА Новости, что больших проектов для сотрудничества с Японией на южных Курилах нет. "Там нечего осваивать. Построить какую-то гостиницу для туристов, чтобы они приехали, посмотрели и уехали – это смешно. Там ничего крупного нет", — сказал он.
Эксперт предположил, что очередной раунд с участием Моргулова и Акибы будет символизировать лишь поддержание диалога, но не более. "Какие там прорывы? Я думаю, на предстоящих переговорах конкретики никакой не будет. Думаю, это попытка возродить этот формат встреч, чтобы самим себе доказать, что мы развиваем отношения. У Абэ сейчас очень непростая ситуация. Вопрос, будет ли он дальше премьером", — заключил политолог.
Цели и задачи
"План Абэ в том, чтобы предложить России экономическое сотрудничество в условиях, когда Россия находится в экономической блокаде, когда она обложена санкциями, когда упали цены на нефть, и это ударило по российской экономике. В этих условиях Япония по инициативе Абэ идет к России, несмотря на санкции, предлагает сотрудничество", — добавил он.
По его словам, расчет японской стороны делается на то, что Россия в существующих экономических условиях может пойти на уступки. "Раньше Япония заявляла, что не сделает никаких экономических шагов навстречу России, пока Россия не пойдет навстречу в сфере политической, то есть территориальной. А теперь Абэ поменял местами эти шаги, надеясь решить вопрос северных территорий", — указал политолог.
Тем не менее в отсутствие конкретных совместных проектов, в условиях "пробуксовки" совместного освоения Курил при сохраняющейся в Японии поддержке политики США в регионе заявления японского руководства о намерении решить вопрос мирного договора могут показаться весьма декларативными.
Как полагает руководитель центра Юго-Восточной Азии, Австралии, Южно-Тихоокеанского региона института Востоковедения РАН Дмитрий Мосяков, Япония крайне заинтересована в том, чтобы иметь хорошие отношения с Россией. "Это определенный шаг в развитии двусторонних отношений в формировании атмосферы доверия", — отметил он, говоря о предстоящем раунде переговоров по совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах. Однако, эксперт указал, что говорить о решении территориального вопроса в ближайшем будущем не приходится.