Рейтинг@Mail.ru
Василий Бычков: на Sotheby's специально завысили эстимейт работы Дейнеки - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Василий Бычков: на Sotheby's специально завысили эстимейт работы Дейнеки

© РИА Новости / Владимир ТрефиловДиректор Центрального дома художника, архитектор Василий Бычков на пресс-конференции об открытии первой Московской биеннале дизайна
Директор Центрального дома художника, архитектор Василий Бычков на пресс-конференции об открытии первой Московской биеннале дизайна
Читать ria.ru в
Дзен

Верховный суд России постановил ликвидировать Международную конфедерацию союза художников (МКСХ), в чьей собственности находится в том числе Центральный дом художника на Крымском валу, а также коллекция более 40 тысяч работ советских и российских художников. О происхождении коллекции, собственниках ЦДХ и его дальнейшей судьбе корреспондент РИА Новости поговорила с директором выставочного пространства Василием Бычковым.

— Недавно Верховный суд по иску Минюста принял решение о ликвидации МКСХ, каким вы видите дальнейшее развитие событий, что будет c собственностью конфедератов, в частности с ЦДХ, не являющимся государственной собственностью, но государство на него претендует?

— ЦДХ не является стороной судебного разбирательства, поэтому я деталей не знаю. Знаю только, что решение еще не вступило в силу и что МКСХ собирается подавать апелляцию. На этом фоне многое говорят и пишут. Часто ошибочно. Я руковожу Домом художника без малого 20 лет, ЦДХ это в том числе и мое детище, и в этой ситуации просто не могу что-то не прокомментировать.

Статуя Фемиды на фасаде здания верховного суда РФ в Москве. Архивное фото
ВС ликвидировал Международную конфедерацию союза художников
ЦДХ — это собственность общественной организации. Сейчас, я считаю, это успешная модель небюджетного многофункционального культурного учреждения. То есть, что многие не знают, никаких средств из городского и федерального бюджета на содержание и осуществление своей деятельности ЦДХ не получает. За исключением, к сожалению, редких и небольших грантов, составляющих от 0,5 до 1% от оборота в год.

Где-то промелькнуло в прессе, что ЦДХ не могли построить без бюджетных денег, на членские взносы Союза художников СССР. Конечно, не на членские взносы. Выставочный зал был построен в 1979 году на доходы от деятельности художественных комбинатов, которые, поверьте, зарабатывали совсем не маленькие деньги, насыщая всю страну художественными произведениями.

— Это здание было знаменитым советским долгостроем…

— Как мне рассказывал архитектор этого проекта Николай Петрович Сукоян, по генплану до войны было принято решение, что здесь будет построено здание Академии  наук. После войны началось строительство, был сделан фундамент, а потом Академию наук решили перенести на Воробьевы горы. На ее фундаменте постановили строить новое здание Третьяковской галереи, а поодаль, строго по оси входа в Парк Горького, здание Союза художников СССР. Но смета не понравилась Хрущеву. Он возмутился, в результате ЦДХ и Третьяковку объединили в одно здание. ЦДХ ввели в 1979 году, а Третьяковку еще достраивали, так как Союза художников СССР был порасторопней насчет денег, федеральному правительству перед Олимпиадой-80 было не до того. И это лишнее свидетельство того, что деньги были не из одного государственного кармана. Я подсчитывал, каждый член МКСХ, в том числе и я, как член МОСХа, имеет примерно 0,7 квадратных метра в собственности от общей площади здания в 24 тысячи квадратных метра.

© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкЭкраны, установленные на фасадах музея Третьяковской галереи на Крымском Валу во время открытия мультимедийной выставки "Третьяковская галерея. Искусство ХХ века"
Экраны, установленные на фасадах музея Третьяковской галереи на Крымском Валу во время открытия мультимедийной выставки Третьяковская галерея. Искусство ХХ века

—  А члены МКСХ могут претендовать по суду получить компенсацию за 0,7 в центре, в случае, если здание заберет Росимущество? Подать коллективный иск?

— Вы знаете, художнику нужно не 0,7 квадратных метра, а возможность выставить свои работы. И в этом смысле обнадеживают слова руководства министерства культуры в одном из интервью, что "министерство культуры сделает все, чтобы российские авторы продолжали выставляться на площадке Центрального дома художника".

—  На какие деньги существовал ЦДХ в первые годы после распада СССР?

Жорж Брак. Натюрморт с гитарой. Архивное фото
Британский меценат подарил Ростовскому кремлю поддельные картины

— До 1991 года все выставки и всю структуру ЦДХ — зарплаты сотрудникам, электричество, производство выставок и так далее — оплачивал Союз художников СССР. Когда СССР распался, собрался съезд Союза художников, на котором было принято решение создать МКСХ, чтобы сохранить активы. В нее вошли Московский союз художников, Ленинградский, Киевский, кажется, и республиканские союзы, которые передали свои доли в конфедерацию. В начале 90-х, чтобы как-то поддерживать деятельность ЦДХ, дирекция приняла решение сдавать площади в аренду художникам по мизерным ставкам, составляющим половину себестоимости метра, согласно Уставу. А где брать вторую половину? Тогда здесь стали появляться галереи, киоски, нехудожественные, непрофильные выставки. Рассказывали, что первой была выставка товаров "Польша — 93", которая принесла, насколько я понимаю, доход.

В 1996 году я придумал для ЦДХ серию выставок в области культуры — Антикварный салон, книжная ярмарка Non/fiction, "Арт Москва", "Арх Москва" и другие. Они стали приносить ощутимый доход ЦДХ и до сих пор составляют костяк выставочной программы. На сегодняшний день удалось отказаться почти от всех непрофильных выставок.

— Скандал вокруг Конфедерации начался в 2014 году, после того как на торгах Sotheby's были проданы работы из коллекции МКСХ, вывезенных якобы по заниженной цене. Это вызвало недовольство министерства культуры, которое видит свою миссию в том, чтобы коллекция не ушла за границу. А какое отношение Минкультуры имеет к частной коллекции конфедератов?

— Конфедерации в собственность вместе с ЦДХ, Подольским комбинатом, Домом творчества "Сенеж" была передана коллекция из 44 тысяч произведений, из них 4,5 тысячи единиц живописи, которая приобреталась на деньги Союза художников СССР у лучших из лучших. Конфедерация с 90-х годов ничего не разбазаривала, не продавала, а сохраняла — сами знаете, какие были времена. Все сохранилось, и это их большая заслуга. Содержание коллекции обходилось почти в 200 тысяч долларов в год. Отдел хранения, охрана, коммуналка, ремонт помещений, реставрация, учет и прочее. Она находилась в разных помещениях. В какой-то момент мудро решили собрать все в одно место — в Подольском комбинате, где по всем правилам сделали хранилище. Сейчас она там и находится, опечатанная.

—  Работы из коллекции  когда-нибудь экспонировались в ЦДХ или за границей?

Мозаичное панно из смальты на станции метро Маяковская. Автор эскиза художник Александр Дейнека
Как превратить поездку в метро в искусство

— В начале 2000-х я предлагал работы из коллекции, на хранение которой мы тратим огромные деньги, выставлять по обмену, как это делают музеи. Но заниматься этим никто не стал — опасно, вдруг что. До кризиса 2008 года у нас тут все колосилось, я не знал, куда воткнуть выставку, в Москве был дефицит выставочных площадей. Мы имели возможность поменять вентиляционное оборудование на полмиллиона евро, чтобы высвободить 500 квадратных метров. А в 2009-м все стало очень плохо. Я помню 2 апреля 2009 года, когда на счету ЦДХ было 2 миллиона рублей при том, что в день содержание  учреждения стоит 560 тысяч рублей. Выставочные проекты сократились на 25-30%. Как раз тогда на освободившихся площадях мы сделали роскошную выставку графики советских мастеров из коллекции, разных периодов начиная с 20-30 годов прошлого века..

— И тут-то о неведомой никому коллекции узнал Sotheby's…

— Именно так. И сильно заинтересовался. У работ безукоризненный провенанс (история). В советское время работы у художников сначала приобретало министерство культуры, чтобы раздать в музеи и так далее, а после него Союз художников приобретал картины на свои средства.

На фоне кризисной финансовой ситуации исполкомом МКСХ было принято решение что-то продать. В коллекции было несколько полотен Георгия Нисского, постановили выставить одно-два на аукцион и еще несколько работ наших современных художников и на эти деньги поддерживать имущество, а также закупать в коллекцию работы современных российских художников.

Было получено разрешение из министерства культуры. Кажется, работы были оценены в 5 миллионов рублей до скачка доллара.

— По-вашему, цена была занижена?

— Много это или мало — пять миллионов, не знаю. Но никто не ожидал, что работу Нисского "Над снегами" приобретет Алексей Ананьев за миллион 700 тысяч фунтов. Но это же торги, лотерея. Картина Нисского вернулась в страну и открыто экспонируется в музее Ананьева, а не в запаснике лежит.

— Недовольство властей вызвала выставленная на аукцион работа Александра Дейнеки…

— Дейнеку не продавали. Насколько я знаю, специально завысили эстимейт (стартовая стоимость), чтобы работа не продалась, зато весь Лондон был увешан билбордами с Дейнекой.

— На что пошли вырученные от аукциона деньги?

— Две венткамеры, ремонт кровли, поставили четвертый эскалатор, сделали полы в трех залах, новое мощение, реконструировали, наконец, кино-концертный зал, доделали офортную студию в Доме творчества "Сенеж".

— Еще ей инкриминируют сдачу в аренду помещений непрофильным организациям в нарушение Устава.

Проект Свидание в музее
Музейный "Тиндер": зачем художница приглашала мужчин на свидания в музеи

— ЦДХ это крупнейший в стране галерейный центр. У нас в ЦДХ арендуют помещения 48 галерей старого и современного искусства и 20 сервисных организаций, в том числе лучший, я считаю, в стране магазин художественных материалов, багетные мастерские, компании по организации выставок и строительству художественных экспозиций, кафе-ресторан для обслуживания сотрудников ЦДХ, ГТГ и посетителей выставок. Все это неотъемлемая часть художественного процесса. В ЦДХ нет ни одной непрофильной организации.

— Курсируют слухи, вполне логичные, что после ликвидации  МКСХ площади ЦДХ передадут Третьяковской галерее.

— По слухам, как один из вариантов дальнейшего развития событий… Но до вступления решения в силу никто ничего определенного не говорит.

— А кому отойдет коллекция конфедератов, как вы думаете?

— Если решение вступит в силу, то, наверное, она перейдет на баланс какой-то государственной организации. В коллекции Третьяковки, на мой взгляд, только некоторые картины смотрелись бы логично. Кстати, год назад на волне скандала конфедераты собрались и постановили передать эту коллекцию государству с глаз долой. Но ее тогда не приняли, и никто не берет до сих пор.

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала