С начала 2018 года в стране начнет работать новый ресурс — Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Задачей новой службы, наряду с учетом и анализом социальной работы госучреждений, станет внедрение классификатора, который позволит реализовать весь спектр возможностей оказания адресной социальной помощи нуждающимся из бюджетов всех уровней и расширить виды поддержки населения. Новая служба также уделит большое внимание информированию людей о возможностях получения социальной поддержки.
Оператором и разработчиком ЕГИССО является Пенсионный фонд России. Основание для создания такой системы являются Федеральный закон 388-ФЗ от 29 декабря 2015 года и постановление правительства РФ №181 от 14 февраля 2017 года.
ЕГИССО экономит средства и время всем
"ЕГИССО в полном объеме начнет работу с 1 января 2018 года и, безусловно, принесет выгоду всей стране. В целом, не считая пенсий, государство платит в год около 4 триллионов рублей по различным видам социальной поддержки и помощи. Система позволит упорядочить эти выплаты и устранить дублирование, сэкономив 3-5% от той суммы", — прокомментировал создание новой службы председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов, который провел в Хабаровске совещание по вопросам внедрения ЕГИССО.
Каким образом предполагается достичь таких результатов? Прежде всего, новая система позволит органам госвласти проводить более глубокие и точные аналитические исследования по актуальным показателям в сфере социальной поддержки граждан и, как следствие, прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения социальных обязательств государства, а также в кратчайшие сроки получать совокупные деперсонифицированные данные по регионам и в целом по стране.
Все данные в федеральном и региональном сегментах ЕГИССО на каждого человека будут собираться в единую систему, и базироваться на уже имеющихся данных СНИЛС (страхового номера индивидуального лицевого счета), существующих в системе обязательного пенсионного страхования.
"ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда. Не стоит забывать, что мы платим не только пенсии, но и 40 видов федеральных пособий. Это наиболее дешевый вариант, при котором достраивается и обновляется уже действующая платформа, и расходы на информтехнологии мы не увеличивали", — пояснил Дроздов.
Меры соцзащиты — в единой базе данных
Поставщиков информации в систему множество — в ЕГИССО консолидируются сведения, содержащиеся в федеральных, региональных, муниципальных реестрах, в других государственных информационных системах в сфере соцзащиты и информсистемах организаций, реализующих меры соцзащиты и предоставляющих социальные услуги гражданам.
Как мы уже упоминали, в структуру ЕГИССО входят федеральный и региональный сегменты. Работа их тесно связана и образует единый пласт сведений и возможностей в оказании той или иной социальной поддержки населению.
На местах ведется активная работа в региональном (ведомственном) сегменте: в нее входит сбор сведений от "официальных поставщиков информации". Далее все полученные сведения передается в федеральный сегмент, где они обрабатываются в аналитическом центре, и на этой основе идет формирование запроса на оказание услуг.
Федеральный сегмент, в свою очередь, обеспечивает оперативный сбор и предоставление сведений об уже представленных мерах социальной защиты по запросам пользователей ЕГИССО. Он отвечает за формирование единого классификатора мер социальной поддержки, перечень категорий получателей помощи и справочник критериев для получения помощи, а также обеспечивает формирование статистической и аналитической отчетности.
Есть и еще один важный сегмент — технологический. Он обеспечивает функционирование инфраструктуры системы и осуществляет комплекс мер информационной безопасности.
Модифицированная технологическая платформа для ЕГИССО отражает ключевые принципы работы системы — здесь кроется еще один ресурс экономии средств и времени для всех ее пользователей. Ведомства взаимодействуют между собой в рамках системы в электронном, безбумажном виде. Информация вводится однократно, но используется многократно и всеми, имеющими доступ к ней. Система отрыта для интеграции с другими государственными, ведомственными информационными ресурсами на основе на основе единых форматов взаимодействия и имеет модульный характер, то есть может быть достаточно быстро адаптирована и модифицирована в соответствии с возникающими задачами.
Как пользоваться ЕГИССО?
Каждый гражданин России сможет открыть на портале ЕГИССО собственный Личный кабинет. Вход в личную страницу можно будет осуществить как со стационарного компьютера, ноутбука и другого электронного устройства, так и с мобильного приложения, установленного на телефон.
Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.
При этом особое внимание в оказании социальной помощи на платформе единой информационной системы будет уделено ветеранам, инвалидам, а также социально-незащищенным категориям населения и многодетным семьям.
На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы госвласти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.
Промежуточные итоги
На сегодняшний день Пенсионный фонд завершил достройку платформы ЕГИССО и ввел систему в опытную эксплуатацию. Завершается подключение к ней органов госвласти, которые являются поставщиками и потребителями информации. Работа в регионах еще не завершена — нужно вносить изменения в местное законодательство для передачи информации в ЕГИССО, сопоставить региональные и муниципальные меры соцзащиты с с единым Классификатором, провести первичное наполнение ЕГИССО данными.
Времени остается не так много — с января 2018 года Пенсионный фонд вводит ЕГИССО в постоянную эксплуатацию. Как отметил глава ПФР, новая электронная площадка системы социального обеспечения должна быть выгодна всем — она поможет в кратчайшие сроки выявить нуждающихся в том или ином виде социальной помощи, покажет самим гражданам весь спектр возможностей оказания адресной, персонифицированной помощи, защитив их от утомительных очередей в ведомственные кабинеты.