Рейтинг@Mail.ru
Глава "Сентинел": судебная практика поможет изменить закон о коллекторах - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Глава "Сентинел": судебная практика поможет изменить закон о коллекторах

© Fotolia / Bacho FotoДевушка разрезает пластиковую карту. Архивное фото
Девушка разрезает пластиковую карту. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 24 июл — РИА Новости. Единственная возможность для коллекторского сообщества получить трактовку спорных моментов, в частности, при толковании норм и понятий профильного закона о коллекторах — это судебная практика, считает председатель правления коллекторского агентства "Сентинел Кредит Менеджмент" Ольга Мазурова.

Статуя Фемиды и юридическая литература. Архивное фото
В Петербурге коллекторов оштрафовали за звонки должнику в выходные
С 1 января 2017 года вступил в силу закон "О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности". Закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан и порядок их взаимодействия с кредиторами и взыскателями долгов (коллекторами). Закон прямо запрещает коллекторам применять физическую силу и угрожать ее применением, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение.

"У нас единственный способ получить трактовку ключевых понятий, использованных в законе, — это судебная практика. Если в законе четко не написано, а у должника и коллектора разная правда, то я понимаю позицию регулятора по необходимости набора судебной практики", — заявила Мазурова в интервью РИА Новости, комментируя вопрос о возможных изменениях в профильный закон.

Разговор по телефону
Как банки обходят требования закона о коллекторах
"Сейчас мы набираем прецеденты через судебную практику. И, как я понимаю, уже на основании формирования такой практики за 2017 год Федеральная служба судебных приставов (ФССП) совместно с Минюстом будут готовить поправки в закон — но вряд ли раньше 2018 года что-то изменится", —  продолжила глава долгового агентства.

Стоит отметить, что коллекторов, по заявлению топ-менеджера, устраивает работа ФССП и наличие профильного законодательства, однако нередко работе коллекторских агентств препятствуют некоторые недочеты в федеральном законе, в частности, отсутствие четких толкований норм и понятий отдельных рабочих моментов.

Правосудие. Архивное фото
В Омске коллекторов оштрафовали за назойливые звонки
"Закон принят, мы работаем в тех исходных условиях, которые заданы законом. Но, безусловно, даже исходя из его названия — он изначально не о паритетном регулировании интересов должника и кредитора. … Нам хотелось бы соблюдения баланса между кредитором и должником. Хотелось бы получить чёткое толкование спорных моментов", — сказала  Мазурова.

Камни преткновения

Большинство конфликтов между долговыми агентствами и должниками возникает из-за отсутствия четких определений некоторых рабочих моментов, которые являются для сферы взыскания настоящими "камнями преткновения", посетовала Мазурова.

Федеральная служба судебных приставов России. Архивное фото
ФССП получила более пяти тысяч жалоб на коллекторов с начала года
"В законе нет, например, того, что считать состоявшимся контактом с должником. Представьте, я вам звоню – как только вы слышите про возврат долга, вы сбрасываете звонок. Я как представитель коллекторского сообщества считаю, что в этом случае переговоры не проведены — я не изложила свою позицию, а вы не изложили свою, мы не дошли до решения проблемы. Что делает коллектор в этом случае? Он перезванивает", — пояснила топ-менеджер.

Должники же, продолжает она, считают, что переговоры состоялись и сбрасывают звонки. В итоге, должники пишут большое количество жалоб в ФССП. Регулятор же направляет дело в суд, который и решает, правомерна ли трактовка коллектором понятия "состоявшиеся переговоры".

Работа коллекторского агентства. Архивное фото
Глава ФССП заявил, что работу коллекторов удалось взять под контроль
"У нас единственный способ получить трактовку понятий — это судебная практика. Сейчас у нас есть два принципиальных для отрасли решения  — в Калининграде и Новосибирске. Судьи согласились с нашим мнением, что считать состоявшимися переговорами –  переговоры должны дойти до конца", — отметила собеседник агентства.

Похожая ситуация складывается и с смс-сообщениями, и сообщениями автоинформаторов – обе системы включают большой пласт контактной информации, которая касается взыскателя и кредитора.

Работа коллектора. Архивное фото
ФССП опубликовала инструкцию по общению с коллекторами
В ходе отправки смс-сообщения из-за ограничения по количеству символов сообщение, включающее большой пласт сопроводительной информации, разбивается на несколько частей. "Формально, норма интенсивности взаимодействия нарушена, но по логике – нет, поскольку эти  части складываются в одно смысловое сообщение. Истину будет устанавливать суд", — сказала Мазурова, отметив, что сейчас такие дела находятся на рассмотрении суда.

Аналогичная ситуация и с автоинформатором. "Система знает, что сообщение длится 30-40 секунд. Если происходит обрыв звонка, то система сама набирает должника еще раз. И должник пишет жалобу. Опять же, это не претензии к должникам, они трактуют норму в свою пользу. Мне нужно, чтобы должник дослушал сообщение, дочитал смс или провел с нами действительные переговоры", — сообщила руководитель коллекторского агентства.

ФССП — открытый регулятор

Глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Дмитрий Аристов. Архивное фото
Аристов рассказал о возможном ужесточении наказания для "серых коллекторов"
Встречи с представителями ФССП на периодической основе за круглым столом для обсуждения актуальных вопросов сферы являются основным пожеланием коллекторского сообщества к регулятору, указала Мазурова.

"Хотелось бы взаимодействия с коллегами из ФССП по нашим проблемным точкам и как регулируемых субъектов, и как взыскателей. Я говорю про "круглый стол", за которым мы могли бы быть в партнерских отношениях для обсуждения проблем", — поделилась своей точкой зрения она.

Мазурова считает, что ФССП является открытым регулятором — особенно информационно. "Мы активно работаем со службой, интегрируем наши информационные системы к их базам для получения оперативной информации по статусам дел на стадии исполнительного производства. У ФССП по сравнению со многими другими службами высокий уровень автоматизации процессов", — сказала она.

Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда
В РПЦ нашли эффективный способ борьбы с коллекторами
Представители коллекторского сообщества положительно оценивают и позицию ФССП в отношении рынка взыскания. "Для меня как представителя отрасли из контекста его (главы ФССП Дмитрия Аристова – ред.) выступления было очень ценно, что стратегической целью ФССП как регулятора является соблюдение баланса интересов должника и взыскателя", — поделилась мнением руководитель долгового агентства.

Она также отметила, что сейчас регулятор строит прозрачную систему контроля, проверок, работы с обращениями граждан и регулирования деятельности коллекторских агентств, но при этом ФССП выступает за то, чтобы должники не злоупотребляли правом и платили по своим долгам. "Если должник считает, что коллектор нарушает его права, он может жаловаться на его действия, но от оплаты долга это его не избавляет", — заключила Мазурова.

Процесс взыскания

Работа коллектора. Архивное фото
СК в Петербурге занялся делом о коллекторах, заливших замки монтажной пеной
Коллекторские агентства, работающие на законных основаниях, взыскивают с должника только то, что им положено по подписанному должником договору. "Взыскатель – либо сам банк, либо через нас, профессиональных взыскателей – приходит к должнику всегда только за одним – за восстановлением нарушенного права кредитора", — пояснила глава коллекторского агентства.

Она подчеркнула, что перед тем, как подписать кредитный договор, заемщик должен оценить свои возможности и принять решение, брать кредит или нет. Банк свои обязательства выполняет – предоставляет кредит, того же ожидает и от заемщика. "В кредитном договоре нет такого пункта – "заёмщик освобождается от уплаты долга при таких-то обстоятельствах", говорит Мазурова.

"Когда вы должны, но вы не возвращаете, ожидаемо, что с вас начнут требовать. Вы обязаны вернуть долг, потому что, как правило, есть из чего возвращать — движимое или недвижимое имущество, накопления, постоянный источник дохода, возможность займа у ближнего круга", — заключила она.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала