С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 июл – РИА Новости. Загрузка ядерного топлива в реакторы плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов" и их пуск состоятся в Мурманске на базе "Росатомфлота" после того, как блок будет достроен и доставлен на базу без топлива на борту, это связано с необходимостью преодоления объективных неопределенностей, существующих на этот счет в международном морском праве, сообщил журналистам генеральный директор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев.
В основу проекта положены проверенные в течение нескольких десятилетий технологии ледокольных ядерных реакторов. На энергоблоке установлены две реакторные установки КЛТ-40С мощностью по 35 МВт. Проект ПАТЭС разработан в соответствии с требованиями МАГАТЭ по безопасности, и с большим запасом прочности, который, по мнению специалистов, делает реакторы плавучего энергоблока неуязвимыми для цунами и других природных катаклизмов.
"Это уникальный проект и, в принципе, он почти готов. Уровень готовности можно определить в 95-96 процентов за исключением определенных технологических процедур", — прокомментировал Лихачев ход строительства энергоблока.
Правовые нюансы
Глава Росатома пояснил, что из-за инновационности плавучей АЭС возникла неопределенность с применением к проекту плавучего атомного энергоблока разработанных в свое время положений морского права.
"Поэтому, чтобы избежать двойной трактовки (правовых документов), "серых зон" в регулировании передвижения плавучего энергоблока от Санкт-Петербурга до Певека, мы решили провести загрузку топлива как можно ближе к объекту потребления. Загрузка произойдет в Мурманске, после окончания строительства (энергоблока). Одновременно в Мурманске пройдут комплексные швартовные испытания, которые полностью ответят на вопросы о 100-процентной безопасности плавучего блока", — пояснил глава Росатома.
Принцип добрососедства
Лихачев отметил, что база "Росатомфлота" в Мурманске обладает всей необходимой инфраструктурой, специалистами и компетенциями для загрузки ядерного топлива. И это решение оправданно также с экономической и технологической точек зрения и основывается на многолетнем опыте безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота, добавил он.
"Тем самым мы полностью снимаем существующую юридическую коллизию и действуем из принципа добрососедства с нашими партнерами", — подчеркнул Лихачев.
Он добавил, что на срок ввода в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции и общую стоимость проекта принятое решение о месте пусковых операций не повлияет.
"Мы исходим из того, что выдача энергии начнется в конце 2019 года", — сказал Лихачев.