Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. Дипломатические отношения установлены 25 июня 1992 года. 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. Его подписанию предшествовало образование в апреле 1996 года Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 года — Союза Белоруссии и России.
Правовую базу российско-белорусских отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны также в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС.
Белоруссия — стратегический союзник России. Это закреплено и в Концепции внешней политики Российской Федерации, где в качестве одного из региональных приоритетов подтвержден курс на расширение стратегического взаимодействия с Белоруссией в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах, а также углубления и расширения интеграции между нашими странами в рамках Евразийского экономического союза.
Свидетельством приоритетного для России характера отношений с Белоруссией является высокая динамичность двусторонних контактов на высшем и высоком уровнях.
В 2016 году президенты России и Белоруссии провели семь встреч, а главы правительств — десять.
В 2017 году лидеры двух стран провели три встречи: 3 апреля в Санкт-Петербурге в рамках рабочего визита в Российскую Федерацию Александра Лукашенко, 14 апреля в Бишкеке (Киргизия) в рамках заседаний Высшего Евразийского экономического совета и саммита ОДКБ и 8-9 июня "на полях" саммита ШОС в Астане (Казахстан).
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков в 2017 году встречались четыре раза: 7 марта "на полях" Евразийского межправительственного совета в Бишкеке; 30 марта в Москве в рамках рабочего визита Андрея Кобякова в Россию; 25-26 мая "на полях" Евразийского межправительственного совета и Совета глав правительств СНГ в Казани и 16 июня в рамках заседания Совета министров Союзного государства в Санкт-Петербурге.
Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами, постоянный диалог ведется по линии профильных министерств и ведомств.
Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях.
Российская Федерация является главным торгово-экономическим партнером Белоруссии, ее доля в товарообороте Белоруссии со всеми странами мира стабильно составляет порядка 50%. Белоруссия занимает первое место по объему товарооборота России со странами СНГ и четвертое место среди всех торговых партнеров Российской Федерации.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, объем внешней торговли России и Белоруссии в 2016 году составил 23457,0 миллионов долларов, в том числе российский экспорт — 14050,7 миллиона долларов и импорт — 9406,3 миллиона долларов.
За январь-апрель 2017 года внешнеторговый оборот России и Белоруссии составил 8749,4 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 5373,4 миллиона долларов и импорт — 3376,0 миллионов долларов.
В структуре экспорта Российской Федерации преобладают минеральные продукты (52,89% от всего объема экспорта России в Белоруссию в 2016 году); машины, оборудование и транспортные средства (12,42%); металлы и изделия из них (10,70%); продукция химической промышленности (10,27%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (5,76%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2,06%); текстиль и обувь (1,77%).
В структуре российского импорта ведущее место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (34,40% от всего объема импорта России из Белоруссии в 2016 году); машины, оборудование и транспортные средства (28,29%); продукция химической промышленности (12,04%); текстиль и обувь (7,00%); металлы и изделия из них (6,40%); минеральные продукты (3,15%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2,78%).
Созданы совместные производства в Российской Федерации — порядка 1,5 тысячи; 2,7 тысячи предприятий с российским участием работают в Белоруссии.
Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом является строительство Белорусской АЭС мощностью 2400 МВт. Генеральный контракт на строительство АЭС подписан 18 июля 2012 года.
Первый энергоблок Белорусской АЭС планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.
Особое место в двусторонних связях занимают вопросы сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Россия является основным поставщиком нефти и газа в Белоруссию. В последние годы поставки в страну составляли около 21 миллиона тонн нефти и 20 миллиардов кубометров газа. В 2016 году были озвучены планы, что Россия будет поставлять в Белоруссию ежегодно 24 миллиона тонн нефти с 2016 по 2024 годы, однако начиная со второго полугодия 2016 года объем поставок снизился. Министр энергетики России Александр Новак, комментируя снижение объемов, заявил, что это связано с недоплатами белорусской стороны за нефть и газ.
Нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией завершился в апреле 2017 года: стороны подписали документы, урегулировавшие разногласия в этой сфере. Документы были подписаны сразу после заявления "Газпрома" о получении долга от Белоруссии за поставленный в 2016-2017 годах газ в полном объеме — 726,2 миллиона долларов. Стороны договорились о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на газ для Белоруссии на 2018-2019 годы и восстановлении поставок нефти из РФ в Белоруссию до уровня 24 миллионов тонн ежегодно.
Значимой составляющей российско-белорусских отношений являются межрегиональные связи. Более 80 субъектов Российской Федерации имеют торгово-экономические отношения с Белоруссией. 29-30 июня 2017 года в Москве пройдет очередной, четвертый Форум регионов России и Белоруссии, посвященный вопросам интеграционного развития регионов двух стран в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества.
Насыщенный характер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. На регулярной основе осуществляется обмен годами культуры, проводятся различные фестивали.
В отношениях между Россией и Белоруссией создано фактически единое миграционное пространство, обеспечиваются условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран имеют равные возможности в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечении одинаковых имущественных прав граждан двух стран, они могут находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников