Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
Минувшие сутки стали кошмаром для банковских, транспортных, медийных, энергетических и правительственных учреждений Украины. Все они оказались на грани коллапса в результате нападения на их компьютерные сети вируса-вымогателя, который называет себя "Петя" (в латинской транскрипции — Petya).
Вирус требует от пользователей плату за код, который якобы позволит спасти компьютер, в ином случае вся локальная система учреждения оказывается "обездвиженной" и на какое-то время непригодной к работе.
Большинство пользователей на Украине отказались платить вымогателям, и значительная часть компьютерных сетей страны оказалась почти на сутки (в некоторых организациях на несколько часов) парализована.
Власти сразу же, что называется, не сходя с места, обвинили в кибератаке российские спецслужбы. Однако на самом деле, как выяснилось к концу вчерашнего дня, если в этом происшествии и есть чья-то злокозненная рука, то это не рука Кремля, а скорее всего, рука настоящего Пети, то есть украинского президента Петра Порошенко.
Что произошло?
Как утверждают пострадавшие, вирус "маскируется под архив с документами, хотя на самом деле является исполняемым EXE-файлом. Запущенный в системе вирус переписывает сектор Master Boot Record, что не позволяет в штатном режиме загрузить операционную систему, а затем требует купить код, дабы ее разблокировать".
В течение дня нападению подверглись более 100 компаний по всей Украине: крупнейший Ощадбанк, "Укрпочта", "Новая почта", "Укрэнерго", "Укртелеком", аэропорт Борисполь, Министерство инфраструктуры Украины, Минэнергоугля, украинские СМИ — 24 канал, "Интер", "Первый национальный", "КП на Украине" и, наконец, кабинет министров.
По свидетельству клиентов Ощадбанка (аналог российского Сбербанка), в течение дня его работа несколько раз прерывалась, поскольку апгрейд системы производился вручную. В Борисполе в момент атаки образовалась очередь из пассажиров, хвост которой заканчивался далеко за пределами здания аэропорта, несколько телеканалов прекратили вещание, энергетические компании забили тревогу из-за остановки компьютерных систем, возникла даже угроза аварийной остановки атомных объектов.
Впрочем, к вечеру работа большинства предприятий и организаций Украины была восстановлена, очереди рассосались, а Генпрокуратура Украины по факту кибератаки открыла уголовное производство по статье "Несанкционированное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров) и компьютерных сетей".
"Российский след" и "украинский контур"
Сразу же, как только произошло обрушение украинских компьютерных сетей, то есть прямо утром 27 июня, украинская власть обвинила в происшедшем российские спецслужбы. Первым руку Москвы увидел в киберартаке секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Украины Александр Турчинов.
Во-первых, он заявил, что на Украине для государственных учреждений действует специальный "защищенный контур". И для тех, кто зашел до кибератаки в этот "контур", Petya не страшен. Видимо, кабмин Украины, а также ряд его ключевых министерств и энергокомпаний этого не сделали и оказались вне "контура", что и привело их к поражению вирусом.
Во-вторых, Турчинов по традиции заявил, что "проанализировав вирус, можно говорить о российском следе". И посоветовал всем, кто хочет избежать кибератак в будущем, спрятаться под "защитный контур".
Эту "плодотворную шахматную идею" тут же подхватил другой русофоб Украины и по совместительству депутат парламента и советник министра МВД Антон Геращенко.
Вторя своим политическим начальникам, "Украинская правда" вообще заявила, что "Это война: Украину сотрясла крупнейшая в истории кибератака".
Рецепт Тимошенко
Правда, к концу дня стало ясно, что тот же самый вирус Petya поразил компьютерные системы не только Украины, но и других европейских государств — России, Польши, Италии, Великобритании, Германии, Франции, а кроме того США. По предварительным данным, зашел вирус из Индии. И при чем здесь российские спецслужбы, стало совсем непонятно, особенно если учесть, что этот же вирус поразил компьютерные системы ряда энергетических компаний России.
Обескураживающее заявление к вечеру того же дня сделал департамент киберполиции Национальной полиции Украины. Здесь заявили, что "заражение компьютеров вирусом-вымогателем произошло через обновления бухгалтерской программы M.E.doc".
Напомню, что в середине мая по указу президента на Украине была запрещена к использованию российская компьютерная разработка "1С: Предприятие", которую повсеместно заменили на украинский аналог M.E.doc.
Так что, хотя в кибератаке вируса Petya на Украину местным кибер-Пинкертонам "руку Кремля" похоже, обнаружить не удалось, рука Пети, то есть президента Петра Порошенко, в этом отчасти присутствует.