ЛОНДОН, 23 июн — РИА Новости, Наталья Копылова. Британская экономика не рухнула сразу после референдума по Brexit, как предсказывали многие эксперты и экономисты. Незначительный негативный эффект стал ощущаться лишь в 2017 году в виде небольшого роста инфляции. При этом ослабление фунта пошло на пользу британским экспортерам и экономике в целом.
Жители страны ровно год назад проголосовали за выход страны из Евросоюза. За высказались 51,9% британцев, против — 48,1%.
Напрасная паника
Решение британцев на референдуме стало неожиданностью не только для Евросоюза, но и для многих жителей самого Соединенного Королевства, поэтому в обществе началась паника.
По последним прогнозам экономистов и финансовых институтов, ВВП Британии в 2017–2018 годах будет расти в пределах 1,5%-2%. Международный валютный фонд в апреле повысил прогноз роста ВВП страны в 2017 году на 0,5 процентного пункта — до 2%, и на 2018 год — на 0,1 процентного пункта, до 1,5%. Еврокомиссия также улучшила прогнозы по росту экономики Соединенного Королевства в текущем году с 1% до 1,5%. Значительно повысил прогноз по росту ВВП в этом году и Банк Англии — с 1,4% до 2%.
Организация экономического сотрудничества и развития в июне сохранила без изменений промежуточный мартовский прогноз относительно роста ВВП Британии— 1,6% в текущем году и 1% — в 2018 году.
По словам экономиста Oxford Economics Мартина Бека, перед референдумом экономисты предсказывали, что потребители и бизнес немедленно сократят расходы в ответ на неопределенность в связи с выходом из ЕС. Однако в реальности экономический рост во втором полугодии 2016 года оказался сильней, чем в первом. "В этой ситуации непонятно, почему большинство, проголосовавшее за выход из ЕС в интересах Британии, должно сократить свои расходы и потребление. К тому же итоги референдума ничего не изменят до окончательного выхода Британии из ЕС", — сказал эксперт РИА Новости.
Фунт на пользу экспортерам
В мае рост потребительских цен в годовом выражении в Великобритании составил 2,9% против прогноза в 2,7%.
"Повышенная инфляция сокращает реальные доходы населения. И если эта тенденция продолжится, то население станет беднее. Одновременно слабый фунт привел к росту доходов страны от экспорта и инвестиций. Так что пока выгодных моментов для экономики больше, чем негативных", — оценил экономист.
Переполох в Сити
Многие крупные банки и другие участники британского финансового рынка после референдума, опасаясь потери конкурентных преимуществ, задумались о переносе штаб-квартир из Лондона в другие города континентальной Европы. Обеспокоенности добавила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, заявившая, что Соединенное Королевство покидает единый европейский рынок и Европейский таможенный союз.
Председатель комитета по политике и ресурсам Сити Кэтрин МакГиннес, комментируя первую годовщину Brexit, отметила, что предстоящие изменения и неопределенность были основными проблемами для финансовых компаний и банков в последние 12 месяцев. "Это привело к тому, что было потрачено много времени и ресурсов в попытке решить множество проблем, подготовить планы на случай непредвиденных обстоятельств и убедиться в том, что это не отразится на клиентах", — подчеркнула она.
В мае этого года МакГиннес говорила, что несколько тысяч сотрудников финансовых организаций могут переехать из лондонского Сити в континентальную Европу из-за Brexit. Однако пока британские власти не наблюдают массового оттока финансистов.
Финансовый центр
Власти Великобритании неоднократно заявляли, что намерены сохранить статус Лондона как международного финансового центра.
"Нам нужна сделка, которая будет работать как для Британии, так и для 27 стран ЕС. Мы хотим, чтобы правительство поставило нужды экономики в приоритет", — добавила она.
Сектор финансовых услуг, в котором занято около 2,2 миллиона человек, остается одним из важнейших составляющих британской экономики, он приносит порядка 71 миллиарда фунтов налогов в бюджет страны.