МОСКВА, 22 июн — РИА Новости. Командование Вооруженных сил СССР знало о подготовке нацистской Германии к войне за два-три месяца до 22 июня, однако относилось к этим разведывательным данным с недоверием, следует из мемуаров генерал-лейтенанта Кузьмы Деревянко, рассекреченных Минобороны РФ к 76-й годовщине начала Великой Отечественной войны.
"Командование и штаб округа располагали достоверными данными об усилении и непосредственной подготовке Германии к войне против Советского Союза за два-три месяца до начала военных действий. Помимо информации, получаемой разведотделом из различных источников, начальником разведотдела и мною докладывались командованию округом в марте-апреле 1941 года данные личных наблюдений, полученных в результате нашей работы в этот период в Мемельской области, Восточной Пруссии и в Сувалкской области", — писал Деревянко.
По воспоминаниям разведчика, уже в начале июня командованию Прибалтийского особого военного округа было доложено о предполагаемом начале наступления гитлеровских войск.
"Данные о времени начала военных действий со стороны гитлеровской Германии, добываемые разведотделом, начали поступать в штаб округа по крайней мере в первых числах июня. В последнюю предвоенную неделю эти сведения поступали почти ежедневно, причем за 3-4 дня в них указывалось довольно точно не только о дне, но и о вероятном часе военных действий. Все эти сведения вне очереди докладывались разведотделом начальнику штаба округа и доносились в разведуправление шифром", — подчеркнул Деревянко.
"Однако у меня сложилось убежденное мнение в том, что командование округом недооценивало надвигающейся угрозы и ко многим данным относилось с недоверием. В большей степени это проявлялось у (начальника штаба округа генерал-лейтенанта) Кленова", — писал военачальник.
По его воспоминаниям, работа разведки Северо-западного фронта значительно улучшилась со второй недели войны, после назначения начальником штаба генерала Ватутина.
"Большое внимание уделялось организации отрядов, направляемых в тыл противника с целью разведки и диверсий, а также организации разведывательных радиофицированных точек на территории, занимаемой нашими войсками, на случай их вынужденного отхода", — говорится в рассекреченных документах.