МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Анна Кочарова. Стандартные жилые "коробки" и яркие граффити на стенах. В последние годы металлургический город Выкса в Нижегородской области стал местом проведения фестиваля уличного искусства "Арт-Овраг". С 16 по 18 июня фестиваль прошел в седьмой раз.
На фестивале этого года в Выксе установили рекорд. В городе появилась самая большая настенная роспись в мире — уличный художник Миша Most совместно с творческим объединением "Атмосфера" расписал стену одного из корпусов завода.
В течение полутора месяцев группа художников создавала это гигантское произведение уличного искусства — роспись занимает более 10 тысяч квадратных метров. Дождь порой размывал краски, а местные жители, по слухам, даже однажды "позаимствовали" необходимые материалы.
Но все же работа сделана, и роспись по праву станет одной из местных достопримечательностей наравне с башней архитектора Шухова, которая находится на территории того же завода. Рекорд официально зафиксировали, а в городе планируют сделать специальную смотровую площадку, откуда роспись можно будет увидеть на расстоянии и целиком.
Фестиваль "Арт-Овраг", который проходит здесь по инициативе и при поддержке Объединенной металлургической компании, призван изменить город. Старинная Выкса, основанная 260 лет назад, по сей день остается моногородом — здесь три металлургических завода, вокруг которых сосредоточена вся жизнь.
Как и большинство местных жителей, отец и сын Дмитрий и Иван Захаровы связаны с местным металлургическим заводом. Дмитрий рассказывает, что проработал на заводе 21 год, а потом вместе с сыном создал небольшую частную фирму по производству алюминиевых лодок и изделий из металла.
В этом году они помогли современным художникам создать главные произведения для "Арт-Оврага" — плоты. Эти настоящие произведения искусства теперь должны функционировать как водный транспорт и катать жителей по громадному выксунскому пруду.
Вместе с художником Леонидом Тишковым (лауреат государственной премии "Инновация-2017"), архитектурным бюро Wowhaus и французским автором Жан-Филиппом Пуаре-Виль свой плот спроектировала жительница Выксы Екатерина Кулева. Ее работу выбрали из 54 поданных на конкурс заявок.
"Полтора месяца мы работали над этим проектом, трудились семь человек. Вложили все силы и душу", — рассказывают Захаровы. Поработав с фестивалем и пообщавшись с художниками, Дмитрий и Иван, по их собственным словам, поняли смысл этих произведений искусства, да и на вопрос, нужен ли городу фестиваль или нет, ответ у них теперь однозначный. "Это разнообразит нашу жизнь, радует взор", — говорит Дмитрий.
В городе, конечно, не обходится без разговоров о том, что вместо фестиваля лучше было бы сделать хорошие дороги, построить новые школы или больницы. Но в то же время глава городского округа Выкса Владимир Кочетков делится позитивной статистикой: например, занятия в местной художественной школе стали популярнее.
Теперь школе предоставили новое здание, и в этом году число учеников увеличится на 200 человек. Кочетков уверен, что город должен развиваться в разных направлениях, а у людей должна быть возможность работать не только на металлургическом производстве.
Три дня фестиваля сродни цунами: шумные толпы артистов разыгрывали представления прямо на улицах, на центральной площади шли мастер-классы, несмотря на дождь, плоты курсировали по воде и катали всех желающих.
На три дня Выкса перестала быть небольшим провинциальным городом — такому фестивалю позавидует любой большой город. Возможно, благодаря фестивалю, Выкса и перестанет быть провинциальной. В планах кураторов Юлии Бычковой и Антона Кочуркина, к примеру, создание коллекции современного искусства для металлургической компании. И это будет первый случай, когда завод станет владельцем собрания произведений искусства.