ЛА-ЛИНЕА/АЛЬХЕСИРАС (Испания), 15 июн — РИА Новости, Елена Шестернина. Группа молодых людей на глазах изумленных туристов разгружает на пляже моторную лодку – десятки пронумерованных тюков скидывают на песок, грузят в припаркованные здесь же внедорожники, садятся в машины и уезжают. Подобные видеозаписи нередко можно найти в социальных сетях. Место действия – южное побережье Испании, беднейшая комарка страны Кампо-де-Гибралтар.
Отсюда невооруженным глазом видно сразу три страны — испанское побережье, британский Гибралтар и Марокко. До Африки — несколько десятков километров. Кампо-де-Гибралтар — главные "ворота" доставки гашиша из Марокко в Европу.
Легкие деньги
Дорога от Африки до Европы на лодке с несколькими моторами занимает от 20 минут до часа. За это время перевозчики могут заработать 30-40 тысяч евро. Те, кто разгружают "груз" (в лодке можно перевезти до трех тонн), получат за несколько минут "работы" три тысячи евро, те, кто следит за передвижением Гражданской Гвардии и полиции – тысячу-полторы, хозяева домов и гаражей, где хранят наркотики, — шесть-семь тысяч.
Для Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, города, расположенного на самой границе с Гибралтаром, где живут около 70 тысяч человек, это огромные деньги. Безработица здесь достигает 33%. Наркотики – быстрый способ заработка в условиях, когда другой работы нет.
"За последние годы объем наркотрафика сильно увеличился. Кризис привел к тому, что многие люди лишились работы. Есть районы, где безработица среди молодежи 80-90%. Когда человеку нечем платить за свет, за ипотеку, а к нему приходят и говорят – не будь дураком, заработай, он на это идет. Если за день он заработал три тысячи, возникает мысль – если один раз получилось, то почему бы не продолжить. Я не могу это оправдать, но это реальность – человеку предлагают легкие и быстрые деньги, и он соглашается", — говорит президент Ассоциации по борьбе с наркотиками "Альтернативас" Пако Мена.
Эта ассоциация возникла 25 лет назад для оказания помощи наркозависимым, сейчас, помимо этой деятельности, она пытается повлиять на все более сложную ситуацию с контрабандой наркотиков в комарке, добиваясь от властей изменения Уголовного кодекса и ужесточения наказания за контрабанду, создания специальных судов, которые занимались бы исключительно делами, связанными с наркотиками, выступая обвинителем на судебных процессах. Пако неоднократно угрожали, пытались подкупить. С годами число угроз увеличивается — равно как объемы контрабанды гашиша.
Если еще несколько лет назад на одной моторной лодке перевозили 200-300 килограммов марокканского гашиша, сейчас — по две-три тонны. Около шести лет назад, после очередной реформы Уголовного кодекса, наказание смягчили – если раньше за контрабанду можно было получить 11 лет, то сейчас максимальный срок – шесть. В среднем контрабандисты получают приговоры в три-четыре года заключения. При хорошем поведении могут выпустить досрочно.
"Это называется безнаказанность. Те, кто оказываются в этом бизнесе, уже не уходят. Во-первых, недопустимо, чтобы судебные разбирательства длились по несколько лет. Во-вторых, надо пересмотреть систему наказания – приговор должен зависеть от количества перевозимого груза и от типа наркотиков. Сейчас те, кто перевозит несколько килограммов через порты, и те, кто везет тонны на лодках, могут получить одинаковые сроки", — рассказывает Мена.
Семейный бизнес
Сколько человек занимаются наркотрафиком в этом регионе, не знает никто. "У нас нет таких данных. Мы не можем подсчитать, сколько человек этим занимаются или сколько группировок здесь", — признается представитель Гражданской Гвардии. Этот вопрос ставит в тупик и Пако Мена: "Сложно сказать. Может, две-три тысячи человек".
Наркотрафик в Кампо-де-Гибралтар – бизнес семейный. Пако показывает фотографию – на ней торт, изготовленный по заказу на день рождения ребенка. Вид Гибралтара, море, пляж, на котором лежат тюки, стоят лодки и внедорожники – точное воспроизведение картины доставки "груза".
"У детей в таких семьях с самого раннего возраста нет понимания, что хорошо, а что плохо. Отец руководит, старшие братья занимаются переправкой, мать – бухгалтер, записывает, сколько чего и на какую сумму. Если арестовывают одного члена семьи, его место занимает другой", — говорит Пако.
Он рассказывает, что как-то за несколько минут до прибытия к берегу очередной партии, пляж объехал молодой человек на мопеде и предупредил загоравших на нем людей не снимать ничего на камеру и не фотографировать: "Аккуратнее с мобильными". "Они ничего не боятся. Помните фильм "Эль-Ниньо"? Сейчас по его мотивам сняли сериал. Лучше бы они такие фильмы не показывали. Это только провоцирует молодых людей на занятие этим "бизнесом". Фильмы надо снимать о том, до чего это доводит, как люди собственными руками разрушают свои жизни", — считает Мена.
Для хозяев, как правило, марокканцев, бизнес с годами становится все более выгодным. Спрос на гашиш в Европе растет, равно как и цены. В Марокко 120 тысяч гектаров плантаций гашиша, причем выращивают его абсолютно легально. Килограмм гашиша здесь стоит 100 евро, если груз пересек Гибралтарский пролив, цена увеличивается в пять-восемь раз, в Голландии – в 20-25. А вот расценки на рынке труда, напротив, падают. До кризиса за разгрузку платили по четыре тысячи евро, сейчас три тысячи, за переправку через пролив можно было заработать 60 тысяч, сейчас в два раза меньше. "Бизнес" становится все более рентабельным. Если раньше наркотрафиком занимались только "местные" — марокканцы и испанцы, то сейчас все больше "чужаков" — выходцы из Балканских стран, британцы, итальянцы.
"Почему Европа не может добиться от Марокко, чтобы они сократили производство, чтобы они препятствовали выходу лодок и катеров с гашишем оттуда? У ЕС есть возможность надавить на Марокко. Если Европа не хочет, чтобы ее молодежь употребляла наркотики, пусть обратит внимание на Кампо-де-Гибралтар. 80% гашиша отсюда направляется в Европу, в Испании остается 20%", — говорит Пако.
Где взять людей
Из всего объема наркотиков, которые переправляют в Европу, правоохранительные органы находят примерно 15-20%. За прошлый год в Кампо-де-Гибралтар изъяли около 100 тонн, это означает, что примерно 800 тонн попали потребителям. Причина – в нехватке средств и сотрудников Гражданской гвардии и Национальной полиции.
Впрочем, в Гражданской Гвардии в этом не спешат признаваться. "У нас достаточно средств, весь берег полностью защищен – работают камеры наблюдения, с которых просматривается все море. Если замечена подозрительная лодка, то туда направляется патруль. Но перехватить контрабанду сложно – лодки очень быстрые, с несколькими моторами, ведется погоня. Если контрабандисты заметили патруль, они могут выбросить гашиш. Если это происходит на суше, то они разбегаются в разные стороны, можно успеть задержать одного-двух, но не всю группу", — рассказывает сотрудница Гражданской Гвардии. Она показывает оперативное видео: несколько пронумерованных тюков с наркотиками на дне. Преступники, если понимают, что полиция у них "на хвосте", и оторваться не удается, избавляются от груза – и на земле, и на море.
Мэр города Ла-Линеа Хуан Франко называет утверждения о достаточных ресурсах правоохранительных органов "ложью". "Государство не направляет необходимые средства, не хватает как человеческих ресурсов, так и материальных – нужно больше полиции, больше Гражданской Гвардии, больше полицейских машин", — говорит он.
В католическую пасху, 16 апреля, в рыбацком порту причалила очередная лодка с гашишем. На место прибыла машина Гражданской Гвардии и две машины Национальной полиции. Около ста контрабандистов начали закидывать стражей правопорядка камнями, бить стекла автомобилей. "Они спаслись только потому, что туда успели приехать четыре машины местной полиции", — рассказывает Хуан Франко.
12 километров берега Ла-Линеа контролируют 25 гражданских гвардейцев – всего по пять человек в смене. "Смотрите, вот здесь пляж, тюки в считанные минуты сбрасывают с лодки, закидывают в машины и уезжают. Как найти, в какой именно двор в городе заехала машина или вбежали контрабандисты, тем более, если сотрудники правоохранительных органов не местные?", — говорит Франко. Районы, куда контрабандисты доставляют "товар", производят не самое приятное впечатление. Бедные дома, узкие запутанные улочки, с подозрением изучающие случайных прохожих жители. Туристы, которые загорают на пляжах буквально в нескольких сотнях метров, здесь не появляются.
"Недавно напали на гражданского гвардейца, моего друга. Нападавшего задержали, но он заплатил залог в три тысячи евро и вышел на свободу на следующий день. Есть полное ощущение безнаказанности", — считает мэр.
Флаг на здании Гражданской Гвардии в Ла-Линеа приспущен. В городе произошла трагедия. Во время операции против контрабандистов табака (его незаконно переправляют из Гибралтара, где цены гораздо ниже, чем в Испании) погиб сотрудник местной полиции Виктор Санчес. Он случайно попал под колеса преследовавшей преступников машины Гражданской Гвардии. На следующий день местные жители вышли на митинг с требованием от центральных властей обеспечить сотрудникам правоохранительных органов достойные условия работы. В городе был объявлен трехдневный траур.
"Да, людей не хватает. Но те люди, которые есть, пытаются выполнить свою работу как можно лучше. Можно ли сделать больше? Всегда можно сделать больше. Чем больше людей – тем более результативная работа. Но не мы должны жаловаться. Но об этом должны думать другие. Мы работаем с тем, что у нас есть", — признается сотрудник Гражданской Гвардии.
За последние восемь лет в Испании численность сотрудников правоохранительных органов — Национальной полиции и Гражданской Гвардии — сократилась на 20 тысяч человек: многие ушли на пенсию, в годы кризиса пришлось сократить финансирование. В этом году, наконец, объявили новый набор – пять тысяч человек, но пока они пройдут обучение и смогут начать полноценно работать, пройдет как минимум три года.
Особенности региона
"Проблема не только в безработице, проблема в отсутствии у людей возможности получить профессиональное образование. Мы требуем от испанских властей принять план профподготовки, чтобы безработные могли чему-то научиться, приобрести профессию, разработать план занятости, а также ввести дополнительные меры, изменить систему наказания. Слышат ли нас в Мадриде? Не в такой степени, как бы нам хотелось", — - считает мэр Ла-Линеа.
"Нельзя все сваливать на безработицу, это "особенности региона". Назовем это так. Люди не видят в этом ничего плохого, относятся как к чему-то нормальному. В этом проблема", — соглашается сотрудница Гражданской Гвардии.
В расположенном через "забор" Гибралтаре (границу испанцы называют verja — "забор") проблему решили: ужесточили наказание за преступления, связанные с наркотиками (за пять грамм кокаина можно сесть в тюрьму на год) и запретили входить в территориальные воды и причаливать к берегу лодкам с моторами – таким, на которых переправляют наркотики контрабандисты.
Порт
Порт Альхесираса – крупнейший на юге Испании и один из самых больших в Европе. Бесконечные этажи контейнеров, заезжающие и выезжающие на его территорию машины, многочисленные указатели. Город в городе. Этот порт – еще один пункт переправки наркотиков в Европу. Именно сюда приходят "грузы" из Латинской Америки и Африки. Пакеты с кокаином могут спрятать среди какого угодно товара – чемоданов, рыбы, бананов, ананасов. Наркоторговцы иногда демонстрируют чудеса изобретательности и делают муляжи фруктов, в которые помещают наркотики, а сам "особенный товар" прячут среди легального груза.
В одном таком грузе могут найти 200-300 килограммов кокаина. В ходе недавней операции обнаружили 600 килограммов. В каком именно из тысяч контейнеров окажутся наркотики, определить на глаз невозможно. Подозрительные контейнеры сканируют и вскрывают только в том случае, если есть оперативная информация, что именно здесь будут наркотики. Расследования длятся по несколько месяцев – при сотрудничестве с правоохранительными органами других стран.
Порт — альтернативный путь в Европе и для марокканского гашиша. Его прячут в машинах с двойным дном или в задних сиденьях автомобиля – в одной машине можно переправить 300-500 килограммов. Самой большой груз, который удалось обнаружить за последнее время таможне и правоохранительным органам, – 32 тонны, гашиш нашли в грузовике.
Есть и "живые перевозчики", которые или обматывают наркотики вокруг своего тела, или проглатывают его. На себе можно перевезти до трех килограммов, в желудке — полтора.
"С таким потоком людей и автомобилей, которые пересекают границу, невозможно все проконтролировать. Мы используем собак, сканеры, но даже при этом далеко не всегда получается обнаружить контрабанду. Наркоторговцы используют большие потоки людей – чем больше поток, тем больше наркотиков в этот момент переправляют", — объяснила сотрудница Гражданской Гвардии.