Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации
Евросоюз решил навести дисциплину в своих рядах. И начал с самых главных бузотеров — Польши и Венгрии, к которым примкнула и Чехия.
Слепое пятно
Если Брюссель видит выход из нынешнего кризиса Евросоюза в углублении евроинтеграции, то переживающая ренессанс национализма Восточная Европа не готова делегировать полномочия Брюсселю. "Политика безопасности — это государственная политика, а не европейская", — говорит министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак. "Вопросы, которые влияют на рынок труда, на безопасность, <…> должны быть решены государствами, а не международными институтами. Мы не позволим переложить возможность принятия таких решений с государств на европейские институты", — уверяет министр иностранных дел страны Витольд Ващиковский.
Однако восточноевропейские элиты отказались исполнять это соглашение. "Большинство этих людей не беженцы, а мигранты. Они прибыли в ЕС незаконно и не хотят селиться в Польше. Их придется расселять силой", — говорил Витольд Ващиковский. Формально его точка зрения имеет право на существование, но все прекрасно понимают, что это лишь отговорка — в тех же Польше и Венгрии население довольно ксенофобски настроено, особенно по отношению к мусульманам, и тамошние элиты просто не хотели для себя лишних проблем с электоратом.
Цена гордости
Западноевропейские элиты уже давно предложили оштрафовать "зайцев" за "безбилетный проезд". "Если страны продолжат последовательно уклоняться при решении миграционного вопроса или заниматься налоговым демпингом в ущерб соседям, то они не должны больше получать миллиардные выплаты из Брюсселя", — говорил канцлер Австрии Кристиан Керн. — Выборочная солидарность должна в будущем привести и к выборочной готовности к выплатам".
Более конкретно выразился кандидат в канцлеры Германии от СДПГ Мартин Шульц. "Если солидарность стала дорогой с односторонним движением, значит, придется при следующем планировании общеевропейского бюджета увязать расходы на беженцев, например, с выплатами для аграрного сектора", — отметил политик.
Вопрос серьезный, ведь суммы на выравнивание экономического положения стран Центральной и Восточной Европы идут колоссальные. "Только Польше из европейских фондов предназначается 106 миллиардов евро на бюджетный период 2014-2020 годов, причем основная масса выплат должна поступить в конце этого срока", — говорит Дмитрий Офицеров-Бельский.
Кто тут власть?
В Восточной Европе ультиматум не принимают и на угрозы пока отвечают угрозами. Поляки обвиняют ЕС в шантаже и намерены законодательно закрепить свою позицию. Польский президент Анджей Дуда уже заявил о необходимости провести референдум по вопросу о том, стоит ли стране выполнять указания Брюсселя по беженцам. По его словам, референдум может состояться в 2019 году одновременно с парламентскими выборами. Референдум должен стать защитой от возможного изменения подхода к вопросу со стороны нового польского правительства.
Это, конечно, так себе угроза. "В ответ им могут сказать, что если они не хотят делить общие риски, то могут вернуться к своему суверенитету. Не надо забывать, что на сегодняшний день Восточная Европа является потребителем европейских благ, а Западная Европа — поставщиком. Поэтому не Восточной Европе диктовать правила игры в ЕС", — говорит Иван Тимофеев. Однако страны Вышеградской группы все же уверены, что ничего им Брюссель не сделает, а если и захочет сделать, то они смогут пошантажировать руководство ЕС блокированием каких-то важных резолюций (например, войти в сговор с Лондоном не дать возможности провести идею "жесткого" Brexit). "ЕС и так находится в перманентном кризисе, и жесткие действия в отношении четырех стран могут только усилить его, а в отношении Германии укрепить опасения, связанные с ее доминированием в Европе. Всеобщего и даже просто широкого консенсуса по вопросу наказания вышеградских стран в Европе не будет", — уверяет Дмитрий Офицеров-Бельский.