Игорь Пшеничников, для РИА Новости
Специальная миссия Организации американских государств (ОАГ), прибывшая 22 мая в Никарагуа, неожиданно покинула страну два дня спустя "в связи с обстоятельствами высшей силы, не связанными с миссией". Делегация ОАГ должна была провести серию встреч с правительством и представителями политических партий Никарагуа по вопросам развития избирательной системы в этой центральноамериканской стране. Кроме того, нужно было договориться о присутствии наблюдателей ОАГ на предстоящих в Никарагуа в ноябре муниципальных выборах.
Что за миссия ОАГ
Сначала несколько слов о самой ОАГ. Это региональный блок, созданный еще в 1948 году. В него входят 34 государства Американского континента (кроме Кубы, которую исключили в 1962 году после Кубинской революции и которая не захотела туда возвращаться, когда ее позвали обратно). Среди официально объявленных целей ОАГ — "обеспечение мира и безопасности на континенте; продвижение и укрепление представительной демократии при уважении принципа невмешательства; солидарная акция стран-членов в случае агрессии против одного из них; решение политических, правовых и экономических проблем, которые будут возникать между странами-членами; содействие экономическому, социальному и культурному развитию региона; ограничение обычных вооружений в целях высвобождения ресурсов экономического и социального развития государств-членов". Излишним будет объяснять, что первую скрипку в ОАГ играют США.
В январе этого года правительство президента Даниэля Ортеги подписало с ОАГ соглашение, согласно которому 120 наблюдателей ОАГ в течение трех лет должны трудиться в разных районах Никарагуа над совершенствованием избирательной системы страны. Как пишет местная пресса, это содействие, в частности, касалось отработки механизма регистрации избирателей, составления их списков и прочих процедур, связанных с избирательным процессом.
Решение миссии ОАГ покинуть Никарагуа застало официальные власти врасплох. Министр иностранных дел Никарагуа Денис Монкада Колиндрес (Denis Moncada Colindres) не нашелся, что сказать, кроме как то, что "делегация улетает в запланированные сроки". Что, мягко говоря, натяжка.
А представители парламентских партий, которые поддерживают правящий СФНО, лидером которого является Даниэль Ортега, заявили, что представители ОАГ занимаются "политическим туризмом". Коль приехали, то "обязаны выслушать" никарагуанских политиков, если ОАГ "на самом деле стремится укрепить институциональную систему" в Никарагуа.
Кто кого любит в Латинской Америке
Участие ОАГ в "укреплении институциональной системы" Никарагуа принципиально важно и для Ортеги, и для возглавляемого им СФНО, под флагами которого в Никарагуа в 1979 году была свергнута провашингтонская диктатура Анастасио Сомосы.
Соединенные Штаты традиционно считают Латинскую Америку зоной своих интересов, своим "задним двором", куда всем другим ход заказан и где, по мнению официального Вашингтона, должны действовать законы и порядки, установленные в интересах американских корпораций. Именно из США пошло выражение "банановая республика" — так уничижительно и надменно в Штатах называют латиноамериканские страны. В этом политическом контексте Никарагуа и Венесуэла стали в один ряд с Кубой, которая, по выражению Фиделя Кастро, с 1959 года является "костью в горле американского империализма".
Венесуэльский майдан
И вот главное, что может пролить свет на странное поведение миссии ОАГ в Никарагуа. Начавшиеся в апреле массовые выступления оппозиции в Венесуэле против президента Мадуро, который пытается продолжать независимый курс Чавеса, инспирированы Вашингтоном, и американцы этого практически не скрывают. Задача США — вернуть Венесуэлу и ее нефтяные месторождения под свой контроль.
Изначально формальным поводом для нынешних манифестаций в Венесуэле стало решение Верховного суда ограничить власть Национальной ассамблеи, где деятельность оппозиционных партий, которые в большинстве, направляется из США. Это решение власти вскоре отменили. Но сторонники оппозиции с улиц не уходят, требуя досрочных выборов.
В травле президента Мадуро активное участие принимает ОАГ, где, повторюсь, главную партию играют США. Не далее как 20 мая генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро подверг власти Венесуэлы резкой критике, сказав, что Венесуэла нуждается в "возвращении демократии" и что политический диалог страны с ОАГ "провалился по причине неосознания (властями) того, что страна нуждается в восстановлении демократии". Альмагро упирал на "необходимость защиты прав человека в Венесуэле". Как известно, под этим же предлогом разбомбили Сирию, Ирак и почти уничтожили Сирию.
Венесуэльские власти прямо обвинили ОАГ во вмешательстве во внутренние дела страны и начали процесс выхода из этой организации. Логика официального Каракаса: зачем оставаться в организации, которая используется твоими же врагами против тебя?
В Никарагуа зря надеялись на ОАГ
Но вернемся в Никарагуа. Свертывание миссии ОАГ в Манагуа напрямую связывают с тем, что в тот же день подкомитет палаты представителей конгресса США одобрил проект так называемого Никарагуанского акта (Nica Act). Это закон вводит жесткие условия для предоставления американских кредитов никарагуанским компаниям, а по сути — блокирует финансовую помощь Никарагуа.
В апреле этого года, когда стало известно о внесении данного законопроекта на рассмотрение палаты представителей, Даниэль Ортега назвал Никарагуанский акт "слепым, глухим, нерациональным документом, написанным людьми с нечувствительным рассудком".
Внезапный отъезд миссии ОАГ из Манагуа в никарагуанской столице связали как раз с тем, что в палате представителей дали ход этому антиникарагуанскому законопроекту, который скоро станет законом. В Манагуа не верят такому совпадению. ОАГ выстроилась под США в том, что касается никарагуанского вектора. Местная пресса намекает, что из Вашингтона дан сигнал: с Никарагуа — не сотрудничать.
А может, и более жестко: Ортегу — валить?
Майдан для Никарагуа
В таком случае официальному Манагуа следует быть готовым к венесуэльскому сценарию.
Никарагуа уже пережила кровопролитную гражданскую войну 1979-1990 годов, когда финансируемые Соединенными Штатами отряды контрас пытались свергнуть правительство СФНО во главе с Ортегой за то, что сандинисты открыто встали на сторону Советского Союза и Кубы в тогдашнем противостоянии Востока и Запада.
Теперь история Никарагуа может повториться с поправкой на майданный опыт в Венесуэле.