МОСКВА, 19 мая — РИА Новости. Граждане Ирана в пятницу проголосуют за нового президента страны, победителем будет признан кандидат, который наберет более 50% голосов избирателей, если это не удастся ни одному из претендентов, состоится второй тур выборов.
Нынешние 12-е президентские выборы проходят на фоне серьезных проблем в экономике страны: несмотря на снятие части санкций после заключения с Западом соглашения по ядерной программе, Иран так и не смог выйти из стагнации, поэтому экономический фактор станет определяющим при принятии решения избирателями.
На территории России, по данным посольства Ирана, голосование пройдет в четырех городах: Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и Казани. По информации агентства Tasnim, наибольшее число зарубежных избирательных участков зарегистрировано в США. Агентство приводит данные МИД Ирана, согласно которым граждане страны, проживающие в США, смогут проголосовать на 55 избирательных участках.
Второй после Аятоллы
Кандидат должен отвечать, в том числе, следующим требованиям: иметь иранское происхождение, гражданство Ирана, обладать "достойной биографией", "быть набожным и религиозным". Кандидату не должно быть менее 40 и более 75 лет.
Изначально кандидатами для участия в выборах президента Ирана зарегистрировались более полутора тысяч человек, в том числе несколько сот женщин. После проверки их политического и юридического прошлого уполномоченным органом — Советом стражей конституции Ирана — большинство кандидатов выбыло из гонки.
К 17 мая их осталось всего четверо: действующий президент Хасан Роухани, аятолла Ибрахим Раиси, бывший вице-президент Мостафа Хашеми-Таба и кандидат от консерваторов Мостафа Ага-Мирсалим. Последний за несколько дней до выборов призвал своих сторонников проголосовать за баллотирующегося на второй срок Роухани.
Шансы кандидатов
При этом показательно, что еще один кандидат, мэр Тегерана Мохаммад Галибаф набрал около 24%. Позже Галибаф заявил о снятии своей кандидатуры с выборов, но призвал сторонников проголосовать за Раиси. По мнению экспертов, потенциально Раиси в первом туре может набрать столько же голосов, что и Роухани.
"Обычно президенты, которые шли на второй срок, выигрывали с большим отрывом. Однако теперь опросы общественного мнения постоянно предсказывают победу то одного, то другого кандидата. Конечно, как у действующего президента, у Роухани есть определенное преимущество, однако, я бы не был так уверен, что он победит", — заявил РИА Новости профессор Университета Тегерана, эксперт Международного дискуссионного клуба "Валдай" Мохаммад Маранди.
Также, по его словам, нужно учитывать, что Роухани в восприятии значительной части населения — это политик, не столь близкий к народу, и его поддерживает в основном городская интеллигенция, образованная часть населения. "И очень многое будет зависеть от сельской местности", — считает Сажин.
"Шейх-дипломат"
Роухани в разные годы занимал должности вице-спикера национального парламента, члена и секретаря Высшего совета нацбезопасности, возглавлял авторитетный Центр стратегических исследований – консультативный орган при духовном лидере Ирана. Во время войны с Ираком (1980-1988 годы) занимал ведущие посты в командовании вооруженными силами Ирана.
В 2003-2005 годах возглавлял делегацию Ирана на переговорах по урегулированию ядерной проблемы, тогда же получил прозвище "шейх-дипломат", так как был единственным представителем духовенства среди переговорщиков. Избран президентом Ирана в июне 2013 года в результате победы в первом туре.
Однако спустя почти два года после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который поставил точку в многолетнем споре Тегерана с Западом, не только противники, но и некоторые сторонники Роухани говорят о том, что президент пошел на поводу у "внешних игроков" и не добился полной отмены санкций. Осуждается теперь даже его исторический телефонный разговор Бараком Обамой в 2013 году, когда президент Ирана впервые за 34 года поговорил с лидером США.
Многие из тех, кто поддерживал Роухани, ставят ему в упрек, что он не смог добиться и внутренней либерализации — в той степени, в которой этот термин применим к Ирану. В силе жесткие ограничения для СМИ, продолжаются задержания и аресты журналистов, правозащитников. В стране действует смертная казнь, при этом Amnesty International в докладе по Ирану за 2016 год указывает, что некоторые приговоры приводятся в исполнение без учета права преступников на подачу апелляции.
Эксперты также напоминают, что Роухани был и остается одним из активных сторонников Исламской революции – в молодости он ездил по стране и агитировал против шаха Пехлеви, за это был неоднократно арестован, бежал в Париж, а после победы революции вернулся вместе с Хомейни в Тегеран – поэтому называть его реформатором можно лишь условно.
Возможный приемник Хаменеи
Работа в Тегеране и решение нескольких сложных судебных дел не остались без внимания со стороны тогдашнего верховного лидера страны, который предоставил Раиси специальные полномочия по рассмотрению социальной ситуации в нескольких провинциях Ирана. После смерти Хомейни в 1989 году будущий кандидат в президенты Ирана стал прокурором столицы, проработав на этой должности вплоть до 1994 года.
Через десять лет Раиси занял должность первого заместителя главы судебной власти Ирана, а в 2014 году — генерального прокурора страны. В 2016 года ушел с должности, поскольку был назначен председателем одного из крупнейших религиозных фондов в мире "Астан-е Кудс-е Резави" в родном Мешхеде. По разным данным, активы фонда насчитывают более 20 миллиардов долларов.
Согласно последним данным соцопросов, по итогам решающих третьих теледебатов Раиси смог укрепить свои позиции, отвечая "более вразумительно" на вопросы, тогда как Роухани в отдельных ситуациях действовал "неразумно". "Сейчас идет очень мощная кампания в поддержку Раиси, в первую очередь по религиозным каналам. Учитывая даже, что в теледебатах он не был так активен, тем не менее он постепенно привлекает все больше голосов", — отметил на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.
Эксперты позиционируют Раиси как представителя лагеря консерваторов, обращая внимание, что этот термин, как и определение "реформатор", в полной мере нельзя применять к политикам в Иране.
Главный фактор — экономика
"Различия между главными кандидатами касаются, прежде всего, экономики и внутренней политики. Президент Роухани – сторонник либеральной экономики. Раиси критикует либеральную экономику, его заботит в основном растущий разрыв между богатыми и бедными. Экономическая тема в нынешней предвыборной гонке выглядит приоритетной для избирателей. Оба основных кандидата фокусируют свое внимание на экспорте, на вопросах, связанных с глобализацией в экономической сфере, с привлечением мировых инвестиций. Однако я думаю, что основной вопрос, который заботит сегодня всех – это экономическая ситуация внутри страны", — отметил эксперт.
"Инвестиций больших нет, достаточно сложно идет процесс смягчения санкций. Поэтому я думаю, что даже при ожидаемой победе Хасана Роухани политика Ирана все-таки будет немного иной. Потому что это разочарование (от сделки по ядерной программе — ред.) потребует от Роухани более твердых действий в отношении Запада. Также, наверное, будет более активно действовать корпус стражей Исламской революции — в первую очередь, в Персидском заливе. Не надо думать, что если победит Хасан Роухани, будет продолжение прежнего курса. Скорее всего, он будет скорректирован и будет более консервативным", — заявил Евсеев.
Поддержка кандидатов
Органы правосудия Ирана запретили официальным СМИ публиковать заявления Хатами после того, как тот поддержал в 2009 году массовые демонстрации в стране из-за якобы подтасовки голосов на президентских выборах, победу в которых одержал Ахмадинежад. Однако Хатами обратился к социальным сетям, чтобы донести свое сообщение, отмечает газета.
Президент американо-иранского совета Трита Парси в своей колонке для Foreign Affairs в связи с этим отметил, что "исторически электорат в Иране склонен отвергать кандидата, получившего поддержку духового лидера". Анализируя итоги нескольких последних кампаний, он отмечает, что это случилось на выборах 1997, 2005 и 2013 годов.
Последствия для России
"Не думаю, что в иранской внешней политике произойдут какие-то существенные изменения в случае победы того или иного кандидата. И Хасан Роухани, и Ибрахим Раиси выступили в поддержку Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA) относительно ядерной программы Ирана. Также они поддерживают текущую политику Ирана в Сирии. Вряд ли победа Раиси или второй срок Роухани изменят и российско-иранские отношения, ставшие гораздо более близкими в течение последних трех лет", — считает Мохаммад Маранди.
По мнению Владимира Евсеева, "для России не столь важно, кто победит в Иране, а важно, чтобы Иран был стабильным". Однако нужно помнить, что именно при Роухани Москва и Тегеран "смогли выйти на стратегический диалог и идти с его помощью к политическому партнерству", подчеркнул эксперт.