Рейтинг@Mail.ru
Искусственный разум "вычислил" сильнейшего шахматиста в истории - РИА Новости, 26.04.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Искусственный разум "вычислил" сильнейшего шахматиста в истории

Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Искусственный интеллект (ИИ) сравнил силы шахматистов за последние 100 лет и признал чемпиона мира Магнуса Карлсена самым сильным игроком в истории, а Владимира Крамника — его ближайшим соперником. Результаты виртуальных игр между чемпионами опубликованы в журнале IOS.

"До 1970 годов, когда появилась система Эло, у шахматных федераций не было четких методов для оценки силы шахматистов. У нее есть недостаток — она позволяет оценить вероятность победы шахматиста по его победам в прошлых играх, но не качество его игры",  — рассказывает Жан-Марк Альо (Jean-Marc Alliot) из университета Тулузы (Франция).

Вопрос качества, по словам ученого, каждый год всплывает все чаще, так как сегодня благодаря растущей конкуренции и "компьютеризации" шахмат в большинстве матчей за чемпионство доминируют математика и стратегия, а не стремление сыграть красиво и комбинационно обойти соперника. У многих любителей шахмат возникает соблазн сравнить силы и стиль игры Магнуса Карлсена, Владимира Карякина и интеллект великих чемпионов прошлого, таких как Александр Алехин или Хосе Рауль Капабланка.

Кнопка бана на клавиатуре
Ученые: знание языков превращает искусственный разум в "расиста"

Альо реализовал эту мечту, создав программу, которая провела "суперчемпионат века" и сравнила всех сильнейших шахматистов последних 100-125 лет, начиная с первого чемпиона мира Вильгема Стейница и заканчивая Магнусом Карлсеном. В этом списке доминировали российские и советские мастера: Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Александр Халифман и Владимир Крамник.

Программа проанализировала более 26 тысяч игр, которые провели эти гроссмейстеры, обращая внимание не только на сам факт победы того или иного чемпиона, но и на качественные показатели. К примеру, просчитывались глубина комбинаций, неожиданность ходов и их оптимальность.

Александр Кулешов, ректор Сколтеха
Ученый: искусственный интеллект приведет к сознательной архаизации жизни

Как показали эти расчеты, уровень шахмат за последнее столетие действительно сильно вырос — Магнус Карлсен выиграл бы в подобном турнире с отрывом в три балла от Крамника и в 32 балла от своего соотечественника Стейница, ставшего первым "неофициальным" чемпионом мира в 1886 году. Третье место в этом турнире занял бы Бобби Фишер, один из фактических создателей современной манеры игры в шахматы, а дальше расположились бы Каспаров, Ананд, Халифман, Смыслов, Петросян и Карпов.

Некоторые игроки, несмотря на среднее выступление в "общем" турнире, проявили себя в отдельных элементах игры. К примеру, Ботвинник и Капабланка были лучшими мастерами позиционной игры, а Капабланка в 63% случаев играл сверхоптимально, фактически повторяя то, что сделал бы на его месте суперкомпьютер. Это позволяло ему оставаться чемпионом почти семь лет. Что интересно, Магнус Карлсен играет еще более точно — три четверти его ходов идеальны с точки зрения ИИ.

Означает ли все это, что турниры по шахматам теперь проводить не стоит, так как компьютер заранее предскажет их результаты? Как отмечает Альо, человеку, в отличие от машины, свойственно ошибаться, и многие результаты прошлых чемпионских матчей, которые пыталась предсказать его программа, пошли совсем в другую сторону. С другой стороны, системы ИИ можно использовать для более глубокой оценки сил шахматистов, нежели это позволяет сделать простая статистика поражений и побед по Эло.

Искусственный интеллект
Nature: Google тайно выпустила на волю искусственный интеллект AlphaGo

"Подобный результат, вероятно, и стоило ожидать — Магнус Карлсен родился в 1990 году, что означает, что на протяжении всей жизни у него был компьютер, умевший играть в шахматы сильнее, чем любой тренер или игрок, а также имелись результаты всех предыдущих игр. Результатом этого стал и высокий уровень игры, и то, что она стала скучной по той причине, что одна ошибка сегодня приводит к поражению. Красивая игра Миши Таля, вероятно, станет эхом прошлого. С другой стороны, результаты Бобби Фишера внушают уважение — не имея компьютера, он почти не уступал в силе игры современным чемпионам", — заключает ученый.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала