МОСКВА, 12 апреля — РИА Новости, Анна Михайлова. Сто лет назад, в апреле 1917 года, французский дадаист Марсель Дюшан представил в Нью-Йорке свое самое смелое произведение — "Фонтан". Под лирическим названием скрывался обычный перевернутый писсуар, подписанный псевдонимом R. Mutt, что в переводе означает "дурак". Для своего оригинального творения Дюшан придумал особый термин "реди-мейд", то есть "готовое изделие". К столетию "Фонтана" многие западные музеи устроили акцию — бесплатный вход по кодовому слову "Ричард Мутт" и перформансы в мужских туалетах.
Сегодня "Фонтан" — один из известнейших предметов искусства, хотя многие до сих пор спорят, можно ли вообще считать его искусством. Тем не менее в 2004 году по результатам опроса 500 арт-критиков, галеристов и художников писсуар Дюшана занял первое место в списке произведений XX века, которые оказали наибольшее влияние на развитие мирового искусства, опередив Пикассо и Матисса. Понять, почему эксперты так высоко оценили, казалось бы, простой предмет сантехники, можно, посмотрев, как последующие поколения художников переосмыслили произведение эпатажного француза.
Банки с супом "Кэмпбелл" Энди Уорхола
![Банка Campbell's Банка Campbell's](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93741/14/937411442_0:0:1024:1024_600x0_80_0_0_11f7451cd36f17974b16d38b01fe4a1a.jpg)
Идея Дюшана о том, что предмет искусства совершенно необязательно должен быть создан руками художника, легла в основу творчества короля поп-арта Энди Уорхола. Его самые знаковые произведения — цикл изображений консервных банок с супом "Кэмпбелл". Тривиальный и абсолютно нехудожественный объект повседневной жизни с легкой руки Уорхола стал вожделенным предметом коллекционирования и визитной карточкой художника.
"Физическая невозможность смерти в сознании кого-нибудь живого" Дэмиана Херста
![Британский художник Дэмиен Херст с работой Физическая невозможность смерти в сознании живущего Британский художник Дэмиен Херст с работой Физическая невозможность смерти в сознании живущего](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148549/68/1485496865_0:0:5616:3744_600x0_80_0_0_ac2e42eeb6c983734e595323494126e4.jpg)
Самый дорогой современный британский художник, Дэмиан Херст, также хорошо усвоил уроки дадаистов. Неважно, что он представляет публике — гигантскую тушу акулы в формальдегиде, заспиртованных бабочек или портрет Микки Мауса — достаточно лишь его имени, чтобы цена на предмет взлетела до сотен тысяч фунтов. Даже если у "произведения" выходит срок годности, как было со знаменитой акулой, его просто заменяют новым, разрушая таким образом миф об исключительной ценности оригинала в искусстве.
Золотой унитаз Маурицио Каттелана
![Унитаз из 18-каратного золота в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Унитаз из 18-каратного золота в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148549/45/1485494568_0:0:2448:3264_600x0_80_0_0_7a91aeb9267ec79d3c88149d38f2c4d0.jpg)
Осенью 2016 года итальянский художник Маурицио Каттелан отдал дань французскому предшественнику, создав собрата дюшановского писсуара. В туалете Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке он установил унитаз из 18-каратного золота. Цена этого произведения, созданного на частные пожертвования, держится в секрете.
Зато известно, что унитаз функционирует, и посетителям предлагается использовать его по прямому назначению. По задумке автора в процессе они непременно задумаются о проблеме экономического неравенства в современном обществе. О таком высоком предназначении сантехники, вероятно, не смел мечтать даже великий визионер Марсель Дюшан.