ПАМПЛОНА (Испания), 2 апр – РИА Новости, Елена Шестернина. Российские вузы заметно усилили свои позиции в мировых рейтингах ведущих университетов мира, но выполнить задачу, поставленную несколько лет назад правительством, с тем, чтобы пять университетов вошли в первую сотню, они пока, вероятно, не смогут. Такое мнение высказали в беседе с РИА Новости известные специалисты в области образования, которые принимали участие в международной конференции "Создание репутации университетов", проходившей в Университете Наварры.
По мнению экспертов, изначальная идея "Проекта 5-100" (к 2020 году пять российских вузов должны оказаться в сотне лучших университетов мира), вероятно, пока нереализуема, однако вливание больших средств (бюджет в 2013-2017 годах составил 60,5 миллиарда рублей) и постановка столь амбициозной задачи во многом помогла сдвинуть ситуацию с российским высшим образованием с мертвой точки. На сегодняшний день в программе участвует 21 вуз. За четыре года учебные заведения показали хорошие результаты: так в последнем предметном рейтинге британской компании Quacquarelli Symonds (он оценивает университеты из 74 стран по 46 предметам) 28 российских вузов заняли 147 позиций по 46 предметам. Для сравнения: в прошлом году в рейтинг вошли 17 российских университетов по 28 предметам, на 7 вузов больше, чем в 2015 году. Наиболее авторитетные мировые рейтинги, на которые ориентируются учебные заведения, публикуются британским еженедельным изданием Times Higher Education (THE), британской компанией Quacquarelli Symonds (QS) и Шанхайским университетом Цзяо Тун (Academic Ranking of World Universities).
Рейтинги не должны быть самоцелью
По его мнению, большие финансовые вливания в ведущие университеты в той или иной стране, скорее всего, окажут положительный эффект, но это не гарантия "попадания в рейтинги".
Ранее глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявляла, что международные рейтинги вузов подвержены влиянию политики и финансов. По ее словам, составление рейтинга не очень объективное, "даже при необъективности, которая есть, у нас в глобальный рейтинг входит МГУ, а многие вузы, включая Бауманку, входят предметно, и это абсолютно правильно, потому что вся история нашего образования — это специализация предметов".
Ранее президент РФ Владимир Путин заявлял, что российские вузы, в том числе и МГУ, должны войти в число мировых лидеров по подготовке высококлассных специалистов.
Нехватка английского
По мнению эксперта в области международного образования Quacquarelli Symonds Даши Карзуниной, возможности российских университетов выйти на лидирующие позиции мировых рейтингов ограничены, причина – недостаточная база преподавания на английском языке и ограничения в публикации исследований.
Встряхнуть систему
Директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников также считает, что "многие вузы меняются благодаря внешним инъекциям", потому что "кто-то заставляет". По его мнению, резкие изменения во всей системе высшего образования в России на настоящий день невозможны.
Западная молодежь не ориентируется на рейтинги
По словам де Вита, "рейтинги должны быть результатом, но не тем, что определяет политику". "Рейтинги отражают ситуацию очень небольшого количества университетов мира. В мире около 20 тысяч университетов, а рейтинг, например, Times Higher Education учитывает около 800. В США 4 тысячи университетов, из них только 200 учитываются в рейтинге", — напомнил он.
"Эффект Трампа" и "эффект Brexit"
За пределами своих стран учатся около 5 миллионов студентов – большинство в США, Великобритании, Франции, Австралии, Германии, в последнее время усиливаются позиции Китая. По мнению Ханса де Вита, в ближайшие годы эта ситуация не изменится, "хотя конкуренция будет становиться все выше, поскольку ряд стран проводят политику по привлечению иностранных студентов, в частности, Голландия, Бельгия и Россия".
"Иностранные студенты, в особенности из исламских стран, из стран Латинской Америки, из Африки не чувствуют, что им будут рады в США. Число тех, кто хотел бы учиться в США, сократится в следующем году на 40% — из-за "эффекта Трампа". Этой ситуацией воспользуются Канада, Австралия, а также качественные университеты регионов, откуда раньше студенты ехали в США. В тот же Китай едут теперь не только из Азии, но и из Африки", — прогнозирует де Вит.