Рейтинг@Mail.ru
Итоги ФЦП, или как государство и бизнес учились вместе работать в турсфере - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Итоги ФЦП, или как государство и бизнес учились вместе работать в турсфере

Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 31 мар — РИА Новости/Прайм. Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы научила предпринимателей работать совместно с государственными структурами в деле развития туристической отрасли России, считают инвестор проектов "Завидово" и "Ярославское Взморье" Сергей Бачин и заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Николай Королев.

Бачин в интервью РИА Новости рассказал, что Федеральная целевая программа по развитию туризма – хорошее и правильное начинание. "Пока эта программа действует только до 2018 года включительно, что вызывает большое сожаление. Хотелось бы, чтобы такая программа действовала бы и дальше", — сказал он.

Ранее представитель Ростуризма Королев в беседе с корреспондентом РИА Новости напомнил, что до окончания срока действия настоящей ФЦП осталось фактически только два года. Он подчеркнул, что за оставшееся время предстоит провести некий анализ того, что было сделано и построено в рамках действующей программы и оценить, насколько эффективно использовались федеральные денежные средства.

Государственно-частное партнерство

По мнению Бачина, ФЦП по туризму подразумевает оптимальные взаимоотношения между частным бизнесом и государством, когда инвестор-предприниматель занимается бизнесом, созданием туристических продуктов, средств размещения, а государство готовит для этого инфраструктуру.

"В нашей ситуации так и получилось. В программе мы участвуем двумя проектами — "Завидово" в Тверской области и "Ярославское Взморье" в Ярославской области. Мы строим гостиницы, SPA-центры, средства размещения, создаем различные активности для туристов, а государство в рамках этих проектов строит, например, систему газификации, подъездные дороги к соответствующим туристическим объектам.

В случае с "Ярославским взморьем" была построена централизованная канализация, что очень важно. Представьте себе, этот туристический объект находится на берегу Волги, а многие малые города и селения на берегах реки не имеют системы очистки и сброса сточных вод. Это достаточно грустно, поскольку мы говорим о туризме, об экологической чистоте и о сохранении первозданной природы", — комментирует ситуацию инвестор.

Собеседник агентства считает, что принцип ГЧП в программе является ключевым. Именно такой подход к сотрудничеству приводит к тому, что инвестиции предпринимателей и бизнесменов могут окупиться намного быстрее.

"Такое обстоятельство часто становится решающим, когда предприниматель размышляет, делать подобного рода инвестиции или нет, так как создать все самому практически невозможно. Бизнесмены зачастую и так тратят большие средства, чтобы построить дорогу, по которой можно добраться до того замечательного места, где он предполагает строить свой туристический объект", — сказал Бачин.

Королев, в свою очередь согласен с тем, что принцип государственно-частного партнерства должен быть сохранен и в новой программе.

Навыки совместной работы

Представитель Ростуризма согласен, что государство не будет строить коммерческие объекты за федеральные деньги – это задача частных инвесторов. Он согласен, что в действующей ФЦП партнерство государства и бизнеса начиналось трудно, особенно на первом этапе в 2011 году.

Вероятно, это происходило от того, что регионы еще не умели работать с инвесторами. Задача действительно была сложная, но мы наработали, в том числе, и положительный опыт с точки зрения взаимодействия власти и бизнеса. Это важнейшая задача, с которой столкнулась действующая ФЦП, но я думаю, что в новой программе это взаимодействие пойдет успешнее.

Впечатление о том, как проходила притирка госструктур и бизнеса сложилось и у инвестора. Бачин рассказал, что в ФЦП его компания участвовала несколько лет, и он видел, как эти программы, включенные в ФЦП "зрели".

"Сначала они были просто бумажными программами, но потом, в процессе исполнения они становились реальными. Мы так же учились ими пользоваться, учились и чиновники. Сотрудники федеральных и региональных органов власти научились правильно готовить отчетность, оформлять соответствующие заявки. У любого подобного начинания есть период обучения, когда все участники, как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей, проходят такой период", — считает он.

"Сейчас все как раз научились грамотно пользоваться ФЦП, но программа скоро подходит к своему завершению. По моему мнению, очень важно продлить эту программу и после 2018 года. Я очень надеюсь, что с 2019 года начнет действовать новая ФЦП по развитию туризма в РФ, а также надеюсь, что мы там по-прежнему будем участвовать", — выразил надежду предприниматель.

Продолжая эту тему, Королев рассказал, что Ростуризм получил от правительства поручение до конца года разработать и внести в правительство концепцию новой ФЦП, которая будет предположительно действовать с 2019 до 2025 года.

"Самое главное в опыте действующей ФЦП – это то, что мы научились работать с инвесторами, а инвесторы почувствовали, что государство свои обязательства выполняет. Мне кажется, что к 2018 году у бизнеса появится еще более твердая уверенность, что государство его не обманывает", — резюмировал тему чиновник.

Государственное финансирование ФЦП

Бачин отметил, что поскольку в программе принимают участие большие проекты, то важно понимать, сколько именно ресурсов собирается направить государство на эту ФЦП.

Отдых в отелях Крыма
В Совфеде призвали поддерживать малый бизнес за счет ФЦП по туризму
"Наверное, важнее сконцентрироваться на нескольких пилотных проектах в нескольких местах, чем равномерно "размазывать" средства по всей территории нашей огромной страны. Пусть у каждого региона будет своя конкретная программа, но нельзя абстрагироваться от того, что регион региону рознь. Есть регионы более промышленные, а есть и более туристические. Я все-таки надеюсь на всеобщую мудрость, что решения о финансировании будут приниматься с учетом развития именно туристической отрасли, а не исходя из того, что средства должны распределяться равномерно между всеми субъектами", — считает предприниматель.

По мнению бизнесмена, в стране есть определенные точки туристического роста, которые обязательно нужно развивать, но после оценки каждой местности с позиции привлечения туристов, а не абстрактно.

"У нас есть красивейшие места, но туда очень сложно добраться, поэтому нужно правильно определять дестинации, так как мы говорим о массовом туризме, а не о нишевом. Нам сначала следует развивать то, что доступно широкому потребителю, а потом уже идти дальше.

Основная цель – создание качественного туристического продукта, который должен уметь сам себя поддерживать и развивать. Не стоит возводить нечто красивое, которое потом нужно будет предпринимателю или государству все время субсидировать – так устойчивая экономика не развивается. Чтобы экономика любого проекта или региона правильно развивалась, нужно убедиться, что твое детище сможет продолжить дальнейшее плавание самостоятельно", — говорит Бачин.

Представитель Ростуризма согласен с тем, что с точки зрения процентного взаимоотношения участия региона, субъекта и бизнеса в новой программе могут поменяться некие пропорции. Потому что для регионов Дальнего Востока или дотационных регионов участие в ФЦП должно быть менее затратным, а для регионов с солидными доходами, процент участия в программе должен быть выше.

"Это будет новый принцип, который мы считаем правильным. Такой подход поддерживает и Минфин. Если регион считает, что туристический проект приоритетный, то ему следует выделять такие деньги, которые он сможет освоить", – пояснил Королев.

Соотношение государственного и частного капитала

Бачин рассказал, что при участии того или иного потенциального туристического объекта в ФЦП примерно 75% всех средств приходятся на частные инвестиции – таковы предварительные условия вступления в программу.

"Но я могу сказать, что в результате получается даже больший приток частных средств, так как 75% приходятся только на основные инвестиции. При этом, когда основные частные вложения уже сделаны, а государство уже внесло свою часть средств на развитие инфраструктуры, то объект начинает обрастать малым бизнесом и новыми партнерами. Кто-то хочет баню построить, кто-то ресторан открыть, кто-то собирается лодки сдавать в аренду и так далее", — пояснил предприниматель.

При этом он уверен, что в любом случае первый шаг должен сделать сам инвестор, если в первую очередь рассчитывать на помощь государства, "то проект может и не взлететь".

Королев же считает, что принципиально важным было бы со стороны государства увеличить финансовую часть программы, связанную с продвижением турпродукта и повышением качества туристских услуг. Мы в рамках существующей ФЦП создали инфраструктуру, поддержка развития которой планируется и в новой ФЦП и теперь крайне важно обеспечить продвижение созданных объектов на российском и международном туристских рынках, а также подготовить специалистов в соответствии с современными потребностями рынка труда, которые обеспечивали бы качественное обслуживание туристов.

"Вообще, говоря о финансировании новой ФЦП, нужно строить и пессимистический, и оптимистический прогнозы. Я уверен, что те объемы финансирования, которые выделяются на существующую ФЦП сейчас, будут сохранены и в новой программе, а при возможности и увеличены. Но самое важное чтобы средств новой ФЦП хватило на выполнение своих обязательств в рамках создаваемых кластеров в регионах Российской Федерации.

Мне кажется, что к 2019 году экономическая ситуация в стране будет более прогнозируемой, и новые проекты по туризму можно будет финансировать более стабильно", — высказал свой прогноз представитель государственного ведомства.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала