Дмитрий Добров, обозреватель Inosmi.ru
Чиновники в Брюсселе начали просчитывать потери платежного баланса ЕС — уже без Великобритании — начиная с 2019 года. Великобритания была вторым по значению донором в бюджет ЕС после Германии, ее экономика составляет 16% ВВП Евросоюза, а нетто-взнос — 10 миллиардов евро.
Этот вопрос стал предметом серьезных дискуссий и споров среди оставшихся 27 членов ЕС. На какие деньги финансировать возрастающую денежную нагрузку — как в области миграционной политики, так и безопасности? Одни только расходы на европейскую пограничную службу Frontex с 2013 года выросли в пять раз. Несомненно, что после Brexit вырастут взносы практически для всех членов Евросоюза, даже самых бедных, поскольку возникшую дыру необходимо будет закрыть.
На фоне усилившихся антиевропейских настроений в ЕС увеличение финансовой нагрузки на отдельные страны станет крайне непопулярной мерой.
Существующая сложная система скидок и перерасчетов приведет к тому, что страны-доноры будут вынуждены платить даже выше своей доли в ВВП Евросоюза. Годовой взнос Германии в брюссельскую казну увеличится на 3,5 миллиарда евро, Франции — на 1,5 миллиарда евро, Нидерландов — на 761 миллионов евро, Швеции — на 536 миллионов евро, а маленькой Австрии — на 400 миллионов евро. Это весьма скромные официальные подсчеты Европейского института Жака Делора в Париже.
Но согласится ли Берлин на дополнительную нагрузку? Заместитель немецкого министра финансов Йенс Шпан заявил, что Германия категорически против автоматического увеличения своих взносов в бюджет ЕС после выхода Великобритании. По словам Шпана, в новых условиях необходимо сокращать бюджет Евросоюза. Кроме того, следует жестче контролировать расходы из структурных фондов ЕС и привязывать их к проводимым реформам.
Это означает, что если страны Восточной Европы будут уклоняться от директив Брюсселя, помощь им необходимо обрезать. Выражая консолидированную позицию стран-доноров, Йенс Шпан подтвердил, что только "прилежные ученики" будут и далее получать помощь из структурных фондов ЕС.
После ухода Великобритании это будет легче сделать, так как Лондон из политических соображений всегда поддерживал своих вассалов в Восточной Европе.
Действительно, реформа бюджетной политики Евросоюза давно назрела, структура расходов перекошена. 38% бюджета ЕС уходит на сельскохозяйственные дотации в рамках "Общей аграрной политики", значительные суммы идут на поддержку слабых регионов и стран Восточной Европы. Эти программы отличаются непрозрачностью и коррумпированностью.
Многие экономисты считают эти расходы непроизводительными и призывают делать упор на финансирование науки и новых технологий, стимулирование экономического роста.
По мнению президента мюнхенского экономического института IFO Клемента Фюста, расходы на аграрную и региональную политику ЕС вообще не дают результата, это бессмысленная трата денег. В этой связи правительства стран-доноров настоятельно требуют от Брюсселя мер экономии и реформ, чтобы избежать ненужных трат.
В связи с Brexit возникает множество других финансовых проблем — и не только бюджетных. Так, в растерянности находится руководство Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), кредитующего отсталые регионы Европы, так как в его уставном капитале велика доля Великобритании. По словам руководителя банка Вернера Хойера, неопределенность с проектами продлится годы, а ведь инвестиционная программа ЕИБ составляет 315 миллиардов евро.
До сих пор главными донорами в бюджет ЕС были Германия, Великобритания, Франция и Нидерланды. Их годовой взнос составлял соответственно 14,3 миллиарда, 11,5 миллиарда, 5,5 миллиарда и 3,7 миллиарда евро. Основными получателями помощи были Польша, Чехия, Румыния и Греция (9,5 миллиарда, 5,7 миллиарда, 5,2 миллиарда, и 4,9 миллиарда евро). "Чемпионами" среди нетто-получателей в расчете на душу населения являются страны Балтии и Греция.
Только для стран Балтии доля брюссельских дотаций составляет до 20% ВВП. Именно на них и обрушится основной финансовый удар в результате выхода Великобритании из ЕС. Балтийские страны настоятельно требуют от ЕС продолжения финансовой помощи и предлагают Брюсселю в крайнем случае урезать программы развития для Африки и Азии.
Между тем решение урезать на четверть финансирование стран Восточной Европы было принято в Брюсселе еще до Brexit: после 2020 года ЕС намерен полностью отказаться от выделения им помощи из своих структурных фондов.
Это связано с тем, что колоссальные средства на выравнивание в уровнях развития не принесли ощутимых результатов.
В целях наполнения бюджета Еврокомиссия хочет увеличить именно налоговую составляющую, в том числе ввести налоги на финансовые трансакции, выбросы СО2 и дизельные моторы, прибыль транснациональных корпораций. В конечном счете эти налоги лягут на плечи граждан, но формально Брюссель не будет столь зависим от государств — членов ЕС.