Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Украинский президент Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации ракетного крейсера "Украина" с целью дальнейшей его продажи. Это решение одобрили "Укроборонпром" и Министерство обороны Украины, на очереди — утверждение документа в министерствах юстиции и финансов. Планируется снять с корабля вооружение и, вероятно, по цене металлолома реализовать то, что останется. Вырученные средства якобы позволят погасить задолженность на сумму в 51 миллион гривен (1,88 миллиона долларов) перед судостроителями и еще построить пару катеров.
Москва когда-то предлагала Киеву за корабль миллиард рублей, или свыше 40 миллионов долларов, но и эта сделка не состоялась. Возможно, под давлением Брюсселя и Вашингтона, которые не желают усиления российских позиций в регионе.
Напомним, что соглашение о разделе советского Черноморского флота между Киевом и Москвой подписано в 1994 году. Украине отошло 18 процентов кораблей. Треть передали России в счет долгов за газ, и все же Киеву достались 175 кораблей, 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов и прочее флотское имущество.
Вскоре украинские корабли начали исчезать со средней скоростью пять единиц в год. Дольше других продержался у своего причала ракетный крейсер "Украина", последний символ былых возможностей николаевского судостроения.
Таинственное исчезновение
Создается впечатление, что Украина заинтересована не столько в боевой мощи своего флота, сколько в движении денежных потоков и прочих материальных ценностях Запада. А военно-морским стратегам НАТО интересны лишь украинские порты, береговая линия. К примеру, один из крупнейших в Европе Одесский морской порт позволяет разместить до пяти боевых кораблей альянса водоизмещением 5000 тонн.
Ранее газета ВМС "Флот Украiни" отметила: "Крейсер "Украина" — это отломленный от государства кусок, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров. <…> С 2016 года начинается строительство катеров класса "Кентавр", особенностью которых является способность взять на борт до 36 морских пехотинцев".
И на крейсере "Украина" побывало немало потенциальных покупателей с Востока и Запада. Все они в итоге задумчиво брались за калькулятор и исчезали. В строительстве корабля (в системах его вооружения) использованы технологии "НПО Машиностроения" — никому не хотелось обострять отношения с Россией.
"Убийца авианосцев"
Крейсер проекта 1164 водоизмещением 12 500 тонн разработан Северным конструкторским бюро в Ленинграде. Создан для эффективной борьбы с крупными надводными кораблями противника, на большом удалении от базы. Скорость хода — до 34 узлов, дальность — девять тысяч миль (17,5 тысячи километров), экипаж — 416 человек. Имеет мощное противокорабельное (противолодочное) вооружение и дальнобойный комплекс ПВО. Обеспечивает устойчивость и эффективность корабельной ударной группы (может самостоятельно поражать надводные, подводные, воздушные и береговые цели).
Строительство четвертого в серии ракетного крейсера ("Адмирал флота Советского Союза Лобов") началось в Николаеве в 1984 году. Через шесть лет корабль спустили на воду в состоянии 95-процентной готовности, однако геополитическая турбулентность начала 1990-х прервала серию (в которой изначально планировали шесть крейсеров проекта 1164).
Срок эксплуатации таких кораблей — около 30 лет, и "старшие братья" успешно служат России на просторах Мирового океана. Крейсеры "Москва" и "Маршал Устинов" прошли модернизацию. Хорошие корабли должны жить долго.
Не раз доводилось выходить в море на ГРКР "Варяг" проекта 1164, участвовать в артиллерийских и ракетных стрельбах (включая С-300 "Форт" и главный комплекс П-1000 "Вулкан").
Проект 1164 — это красота и сила, символ государственной независимости, которые не должны продаваться под сомнительным брендом в виде металлолома.