Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
"А дальше тебя найдут мертвым в Киеве. Ибо коммуняку на гиляку", — такой комментарий получил Денис Вороненков еще 14 февраля в своем твиттере в ответ на его декабрьский пост: "Сначала сбитый лётчик! Теперь посол РФ. Что дальше?".
Обычная злобная реплика анонимного пользователя оказалась пророческой. Сейчас же подобными комментариями переполнены соцсети, особенно аккаунты убитого экс-депутата Госдумы и его жены (точнее, вдовы) Марии Максаковой.
Денис Вороненков был застрелен в центре Киева в четверг. Ранее, как сообщалось, он просил предоставить ему госохрану.
Он добавил, что обычно Вороненкова охраняли два человека, но в день убийства второй из них остался с его женой, которая плохо себя чувствовала.
Как в результате охраняли на Украине бывшего российского депутата, было заметно на опубликованных позже кадрах c уличных видеокамер: рядом с Денисом Вороненковым шел один (!) человек с сумкой в руках. Сзади, сбоку – простор для киллеров.
Что странного в убийстве Дениса Вороненкова
Странно в этом преступлении всё. Конечно, любое убийство заметного человека не бывает сразу понятным и быстро не раскрывается.
Чем больше сомнительных или громких историй у жертвы в прошлом и настоящем, тем больше мотивов преступления будет рассматриваться, тем сложнее будет его раскрыть.
Но на Украине с мотивами и версиями проблем не возникло. Не то, что у следователей, а сразу – у главы государства. Уже примерно через два часа после инцидента Петр Порошенко обвинил Россию в причастности к убийству экс-депутата Госдумы.
И это не столько странность в расследовании преступления, сколько очередная странность в поведении и позиции Порошенко.
Такое вообще сложно представить в политике: президент страны (который должен отдавать отчет своим словам), не дожидаясь хоть каких-то предварительных итогов расследования, кидает в медийное пространство обвинение в государственном терроризме. Быстрее-быстрее, чтобы всех опередить: ложечки найдутся, осадок останется.
Ну то есть подобные реплики можно ожидать от одиозных шоуменов или радикальных политических персонажей, от интернет-троллей или скандальных блогеров. Но от главы государства?
Теперь о самом преступлении. Постоянно приходит обновление информации по ходу расследования, одна противоречит другой.
"На тот момент, когда его забрали с места происшествия, он был под охраной полицейских, был доставлен в больницу, в этот период жизни его ничего не угрожало, — заявил Илья Кива, советник министра внутренних дел Украины, в эфире программы "60 минут" телеканала Россия 1. — Потом, вы же прекрасно понимаете … это здоровье, это операция, это больница … поэтому в данном случае на операционном столе человек умер".
Сообщалось, что при нем были найдены документы, но целый день имя убийцы не называли.
Наличие паспорта или удостоверения – тоже странная и нелепая деталь. Какой вменяемый киллер пойдет "на дело" с документами?
Ну и пресловутые красные ботинки (или красные кроссовки): зачем одеваться так, чтобы тебя запомнили? Зачем вообще убивать средь бела дня на глазах у десятков свидетелей, около элитного отеля, где точно есть видеокамеры?
Ни в одной спецслужбе не сработали бы так топорно, это даже смешно обсуждать. Снайпер, полоний, псевдосамоубийство, несчастный случай, взрыв автомобиля – потенциальных вариантов сценария преступления много. Но не такой же!
Все эти вопросы, в том числе выбор оружия (пистолет ТТ – а лучше не нашлось?), сейчас широко обсуждаются на просторах интернета в обеих странах. Выступают эксперты, политики, бывшие работники спецслужб, выдвигаются самые разные версии – ведь история мутная и нелепая. Но на всякий случай официальная позиция Киева всё та же: во всем виноват Кремль.
"Сегодня в центре Киева состоялась политическая расправа над оппонентом Кремля, который давал показания против Кремля и против [экс-президента Украины Виктора] Януковича", — заявил генпрокурор Украины Юрий Луценко на брифинге в четверг. То есть уже в день убийства генпрокурору всё уже понятно.
Убийца в красных кроссовках, или Атака клонов
Позднее появилась информация, что убийцу звали Павел Паршов. Ранее он год отслужил в Нацгвардии Украины. Как сообщили украинские СМИ, Паршов находился в розыске по обвинению в фиктивной предпринимательской деятельности и легализации полученных преступным путем доходов. Позже появилась информация, что настоящий Паршов жив, затем и ее опровергли.
Еще один вброс – с 2014 года Павел Паршов якобы работал на российские спецслужбы. Удивительно, почему у него при себе не оказалось удостоверения сотрудника ФСБ? Так бы складно всё получилось.
Пока же на Украине о Павле Паршове сообщается следующее: 1988 года рождения, родился в Севастополе, находился в розыске.
По словам депутата Рады Антона Геращенко (которого чаще называют советником главы МВД Украины), убийца действовал по указанию российских спецслужб, которыми якобы был завербован еще в 2014 году. Геращенко утверждает, что Паршов прошел обучение в школе диверсантов в России, был внедрен в украинские силовые структуры, а затем получил приказ на ликвидацию врага России".
Также он сообщил, что Павел Паршов не принимал участия в военных действиях в Донбассе. Еще – что пешком пересек границу Украины и Беларуси в начале 2015 года. Откуда у Геращенко информация о том, что убийца является агентом спецслужб РФ — неизвестно.
И – вишенка на киевском торте: убийство Дениса Вороненкова и взрывы на военном арсенале в Балаклее, оказывается, взаимосвязаны! Опять всё быстро выяснили – за сутки.
Накануне об этом же, напомню, заявлял и Петр Порошенко.
Как говорят в таких случаях юристы в крутых американских сериалах (после того, как на суде обвиняемый или свидетель заврался или сказал явную чушь) – у меня больше нет вопросов.