МОСКВА, 24 мар — РИА Новости, Антон Размахнин. Деятельность "Свидетелей Иеговы" в России приостановлена в связи с экстремизмом. В материале РИА Новости — о том, за что "наказывают" эту организацию и каковы будут последствия запрета.
Вера или секта
Верховный суд 5 апреля примет решение, запрещать ли в России работу религиозной организации "Управленческий центр "Свидетелей Иеговы" в России". Это головная организация, управляющая филиалами "Свидетелей Иеговы" на российской территории. На региональном уровне у иеговистов регулярно возникают проблемы с законом — от судебных постановлений о запрете деятельности и ликвидации отделений до штрафов за хранение экстремистских материалов.
В Минюсте сообщили, что с 8 по 27 февраля 2017 года проводилась внеплановая проверка соответствия деятельности "Свидетелей Иеговы" заявленным в уставе целям и задачам. Результат проверки: деятельность организации, по заключению министерства, осуществляется с нарушениями уставных целей и задач, а также противоречит российскому законодательству в области противодействия экстремистской деятельности.
"Для 175 тысяч последователей нашей религии, возможно, наступает самый тревожный период в их жизни, — комментирует ситуацию председатель руководящего комитета "Управленческого центра "Свидетелей Иеговы" в России" Василий Калин. — Если Минюст добьется своего, верующим будет грозить до 10 лет тюрьмы! Недавно, после ликвидации зарегистрированной общины в Таганроге, 16 наших братьев и сестер по вере были приговорены к крупным штрафам, а некоторые даже к пятилетнему лишению свободы условно — лишь за совместное чтение Библии. Новое обвинение может привести к реальным срокам".
В опасности — молельные дома и прочее имущество общин иеговистов, говорит Калин. Их могут конфисковать, если организация будет официально признана экстремистской. Но эти обвинения — "абсурд и дикость", убежден представитель Управленческого центра.
Является ли эта религиозная община экстремистской организацией или нет, должен решить суд, говорит религиовед, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. Однако несомненно, что "Свидетелей Иеговы" можно отнести к числу тоталитарных сект. "В отличие от классических сект, таких как баптисты, — отмечает Дворкин в интервью РИА Новости, — у иеговистов присутствует жесткий контроль над членами общины, ограничение гражданских прав своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, обман при вербовке, эксплуатация и так далее".
Для посторонних людей свидетели Иеговы — настойчивые и подчас агрессивные проповедники, отметил Александр Дворкин. И эта агрессия не в том, что иеговисты утверждают исключительность своей религии: любой религиозный человек считает свою организацию исключительной. Дело в том, что "Свидетели Иеговы" оскорбительно отзываются о других религиях, в частности о традиционных религиях нашей страны.
Для своих адептов эта организация тоже не безвредна, уверен религиовед: "Под угрозой их жизнь и здоровье — я говорю о запрете на переливание крови. Кроме того, "Свидетели Иеговы" отрицают конституционные права граждан для своих адептов: им запрещено избирать и быть избранными, приветствовать символику своей страны. Конечно, это дело свободного выбора, но если организация запрещает это делать, то такая организация не должна пользоваться привилегированным статусом".
Раздражают государства
Однако другие эксперты настроены более миролюбиво. "Свидетели Иеговы" — маргинальное вероучение, находящееся на грани христианства, по мнению ученого-библеиста профессора Андрея Десницкого. "У них есть догматические расхождения со всеми традиционными христианскими конфессиями, включая подавляющее большинство протестантов: иеговисты не считают Иисуса Христа Богом, — пояснил ученый. — Это, конечно, неприемлемо для всех традиционных христиан".
Нелюбовь государственных структур к этой религиозной общине понятна, говорит Десницкий. Дело в том, что "Свидетели Иеговы" — очень сплоченная и миссионерски активная организация, которая при этом противопоставляет себя государству. "Они радикально воспринимают евангельские запреты клясться и поклоняться кому-либо, кроме Бога, — рассказывает библеист. — Они радикальные пацифисты и потому не служат в армии. Иеговисты не приносят присяги, не приветствуют государственную символику, не встают при звуках гимна. И это, конечно, раздражает государство, причем не только российское".
Стремление регулировать вероисповедные вопросы запретами — очень неприятная тенденция, отмечает Андрей Десницкий. Ведь сегодня начали со "Свидетелей Иеговы", а завтра чиновникам могут не понравиться призывы более многочисленных баптистов и пятидесятников. Уже сегодня в газетах, по словам библеиста, обсуждают "западных миссионеров среди коренных народов Севера" — причем не только обсуждают, но и жестко осуждают.
"Я не понимаю, какие объективные критерии можно применить, чтобы отграничить "хороших" миссионеров от "плохих", — подчеркнул Десницкий. — Конституция дает каждому человеку право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также делиться своими убеждениями мирно и без насилия. И любые попытки отделить "правильное" миссионерство от "неправильного" нарушают этот конституционный принцип, к тому же на практике легко обходимы".
Обходить закон
Именно обходить закон в случае наихудшего для себя исхода намерены сами свидетели Иеговы. "В принципе, ликвидация и запрет зарегистрированной организации не означает, по российскому законодательству, запрета на то, чтобы исповедовать религию свидетелей Иеговы, — говорит представитель "Управленческого центра "Свидетелей Иеговы" в России" Иван Беленко. — Это конституционное право, оно касается каждого, и любой может индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, распространять, иметь религиозные убеждения. Но тем не менее ликвидация и запрет юридического лица — это серьезное ограничение прав верующих".
Напомним, религиозное течение "Свидетели Иеговы" существует под таким названием с 1931 года. Оно образовано в США группой "Исследователей Библии" под руководством Дж.Ф. Рутерфорда. Сейчас организация, штаб-квартира которой находится в штате Нью-Йорк, действует в 240 странах мира, численность активных сторонников превышает восемь миллионов человек. В России насчитывается около 175 тысяч активных верующих этой организации, которые объединены в 2547 общин.