Благовещение Девы Марии
События Благовещения описаны евангелистом Лукой. Он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи в Назарет к Деве Марии был послан Богом архангел Гавриил с вестью о грядущем рождении от нее Спасителя мира:
"Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1:28-33).
Сомневаясь, Мария спросила ангела: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" И услышала в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя". И тогда Мария, увидев в словах ангела волю Божью, смиренно произнесла: "Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему".
Подробности, которые легли в основу иконографии этого праздника, добавили истории Благовещения апокрифы II века — "Протоевангелие Иакова" и "Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя". Согласно им, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского Храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: "Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Не видя никого рядом, она, испугавшись, вернулась домой, и уже сев за прялку, увидела ангела, который упокоил ее словами: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь во славу Его".
Между тем, по церковному преданию говорит, ангел явился Деве Марии, когда она читала отрывок из Книги пророка Исаии: "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына". Поэтому в западноевропейской живописи Дева Мария в сцене Благовещения обычно изображается с раскрытой книгой.
Начиная, по крайней мере, со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы, и Мария становится "новой Евой". В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к "новой Еве". Блаженный Августин даже вывел формулу: "через женщину — смерть, и через женщину — жизнь".
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день, в какой произошло Сотворение мира — таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского — как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к середине VI века как следствие процесса "историзации" евангельских празднований в литургическом календаре. Однако определенности в этом вопросе нет.
В начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке.
В Римской церкви Благовещение долго имело статус "праздника" (festum) — более низкий по сравнению с "торжеством"; и только в 1895 году официально было включено в число "торжеств".
После литургической реформы XX века праздник был включен также в число праздников, посвященных Спасителю, а название его изменено на "Благовещение Господа Иисуса Христа", хотя он остался и в списке Богородичных праздников.
Сюжет Благовещения издавна популярен в религиозной живописи: первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например на стене усыпальницы святой Прискиллы. Но наиболее завершенное воплощение он нашел в работах XV века — у фра Беато Анжелико, Леонардо да Винчи, Ботичелли, Яна ван Эйка и позднее — у Эль Греко.
Святитель Григорий Двоеслов
Этот святой почитается и православными, и католиками. Он родился около 540 года в знатной и богатой римской семье, представители которой уже целый век служили церкви, получил блестящее светское образование, занимал высокие государственные посты, но после смерти отца потратил все унаследованное им состояние на устройство монастырей и принял монашеский постриг.
Он долго жил в Константинополе посланником папы Пелагия II, написал там "Толкование на Книгу Иова", был избран епископом на Римскую кафедру, но семь месяцев отказывался, считая себя недостойным. А когда его все-таки уговорили, он мудро управлял церковью, которая при нем взяла на себя многие функции ослабевшей светской власти, составил на латинском языке чин литургии Преждеосвященных даров, которая до него была известна лишь в устном предании (утвержденный 6-м Вселенским собором, этот чин был принят всей православной церковью).
Он обратил к вере жителей Британии, ревностно боролся с ересью и оставил потомкам многочисленные творения. Его знаменитое "Пастырское правило" (Regula Pastoralis), написанное вскоре после восшествия на папский престол, в течение столетий считалось нравоучительным кодексом духовенства. А после появления его книги "Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов и о вечности душ" его стали называть Двоесловом, то есть ведущим диалог.
Мощи святого Григория находятся в Соборе святого апостола Петра в Ватикане.