Рейтинг@Mail.ru
Адмирал Владимир Валуев: служба в российском подплаве требует сноровки - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Адмирал Владимир Валуев: служба в российском подплаве требует сноровки

© Фото из личного архива Владимира ВалуеваАдмирал Владимир Валуев. Архивное фото
Адмирал Владимир Валуев. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен

Накануне Дня моряка-подводника, который отмечается в России 19 марта, и 111-й годовщины создания на российском флоте подводных сил командующий Балтийским флотом (2001–2006) адмирал Владимир Валуев рассказал в интервью обозревателю РИА Новости Михаилу Севастьянову об особенностях службы на отечественных боевых подводных кораблях.

— Владимир Прокофьевич, с чего началось ваше знакомство с подплавом, на каких подводных кораблях вы служили?

Моряки-подводники. Архивное фото
День моряка-подводника
— Мое знакомство с подплавом началось в 1964 году с поступления в училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. Нашими наставниками были участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза адмиралы Николай Египко, Владимир Коновалов, капитаны первого ранга Ярослав Иосселиани, Валентин Стариков.

Общение с этими людьми не могло оставить курсантов равнодушными к избранной профессии – по выпуску все старались пойти служить именно на подводные лодки.

Я в 1969 году попал служить на Тихоокеанский флот (ТОФ) на первичную должность командира группы ракетной боевой части. Командиром корабля был капитан второго ранга Калайда – прекрасный человек, профессионал с чувством юмора, присущим большинству подводников. В моей дальнейшей судьбе он сыграл большую роль, научил совершенствовать профессиональные навыки и воспитывать людей.

Спуск на воду дизель-электрической подводной лодки Старый Оскол.  Архивное фото
FAZ назвала причины, по которым США боятся российских подлодок в Атлантике

Я также очень признателен своим подчиненным старшинам, оказавшим помощь и поддержку в моем лейтенантском становлении. Тогда срочную службу моряки служили четыре года. Свою специальность они знали до тонкостей и охотно делились знаниями с вновь назначенными офицерами.

Служба на флоте контролируется многими инстанциями. Существует много критериев ее оценки, основные из которых это сдача зачетов по занимаемой должности и обучение на перспективу. До сих пор горжусь тем, что допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой с ношением командирского знака я получил в возрасте 24 лет.

С 1964 года я служил на дизельных подводных лодках проектов 644 и 651, вооруженных крылатыми ракетами. После окончания в 1973 году командирских классов служил старшим помощником командира на атомной подлодке (АПЛ) Северного флота 670М проекта. В 1978 году был назначен командиром АПЛ ТОФ, экипаж которой добился успехов в масштабе флота.

Самые известные военные корабли и подводные лодки России
© РИА Новости / Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш" | Перейти в медиабанк"Юрий Долгорукий" – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами нового поколения. Она является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи. Она была построена судостроительным заводом "Севмаш" в Северодвинске для ВМФ России. Закладка состоялась в 1996 году. Первые ходовые испытания судна состоялись летом 2009 года.
Атомная подводная лодка Юрий Долгорукий
"Юрий Долгорукий" – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами нового поколения. Она является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи. Она была построена судостроительным заводом "Севмаш" в Северодвинске для ВМФ России. Закладка состоялась в 1996 году. Первые ходовые испытания судна состоялись летом 2009 года.
1 из 10
© РИА Новости / Михаил Климентьев | Перейти в медиабанкЗнаменитый крейсер "Аврора", который находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, является объектом культурного наследия РФ. Крейсер первого ранга Балтийского флота знаменит своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Он был заложен в 1897 году на судостроительном заводе "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Крейсер был назван в честь парусного фрегата "Аврора", который прославился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Крейсер Аврора у набережной Невы в Санкт-Петербурге
Знаменитый крейсер "Аврора", который находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, является объектом культурного наследия РФ. Крейсер первого ранга Балтийского флота знаменит своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Он был заложен в 1897 году на судостроительном заводе "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Крейсер был назван в честь парусного фрегата "Аврора", который прославился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
2 из 10
© Фото : Минобороны РФАвианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе Военно-морского флота РФ в своем классе. Тяжелый авианесущий крейсер предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника. Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в начале 80-х годов прошлого века. Крейсер был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Прежние названия судна в порядке присвоения: "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания).
Авианосец Адмирал Кузнецов
Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе Военно-морского флота РФ в своем классе. Тяжелый авианесущий крейсер предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника. Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в начале 80-х годов прошлого века. Крейсер был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Прежние названия судна в порядке присвоения: "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания).
3 из 10
© РИА Новости / Василий Батанов | Перейти в медиабанкСторожевой корабль "Адмирал Григорович" был назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича, военно-морского министра России в 1911-1917 годах. Корабль был заложен в декабре 2010 года на стапеле судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде и спущен на воду в марте 2014 года.
Сторожевой корабль Адмирал Григорович в Севастополе
Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" был назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича, военно-морского министра России в 1911-1917 годах. Корабль был заложен в декабре 2010 года на стапеле судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде и спущен на воду в марте 2014 года.
4 из 10
© РИА Новости / Сергей Анашкевич | Перейти в медиабанкСпасательное судно-катамаран "Коммуна" Черноморского флота РФ является старейшим кораблем российского флота и старейшим в мире, находящимся на вооружении. Это судно было построено в 1915 году.
Спасательное судно-катамаран Коммуна Черноморского флота РФ в Севастополе
Спасательное судно-катамаран "Коммуна" Черноморского флота РФ является старейшим кораблем российского флота и старейшим в мире, находящимся на вооружении. Это судно было построено в 1915 году.
5 из 10
© РИА Новости / Игорь Руссак | Перейти в медиабанк"Игорь Белоусов" – спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Корабль был спущен на воду в 2012 году. Судно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты.
Спасательное судно Игорь Белоусов в Санкт-Петербурге
"Игорь Белоусов" – спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Корабль был спущен на воду в 2012 году. Судно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты.
6 из 10
© РИА Новости / Василий Батанов | Перейти в медиабанкБ-261 "Новороссийск" – дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Судно предназначено для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника. Подводная лодка была заложена в августе 2010 года, спущена на воду в ноябре 2013 года, принята в состав флота в августе 2014 года.
Подводная лодка Б-261 Новороссийск в Севастополе
Б-261 "Новороссийск" – дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Судно предназначено для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника. Подводная лодка была заложена в августе 2010 года, спущена на воду в ноябре 2013 года, принята в состав флота в августе 2014 года.
7 из 10
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкТК-208 "Дмитрий Донской" – это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула", первый корабль в серии. Судно оснащено ракетным комплексом "Булава" с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. Лодка была заложена в июне 1976 года на "Севмашпредприятии", вступила в строй ВМФ в 1981 году, в 1982 году вошла в состав Северного флота. На сегодняшний день ТК-208 "Дмитрий Донской" является самой крупной подводной лодкой в мире.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил подводный крейсер Дмитрий Донской в Северодвинске
ТК-208 "Дмитрий Донской" – это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула", первый корабль в серии. Судно оснащено ракетным комплексом "Булава" с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. Лодка была заложена в июне 1976 года на "Севмашпредприятии", вступила в строй ВМФ в 1981 году, в 1982 году вошла в состав Северного флота. На сегодняшний день ТК-208 "Дмитрий Донской" является самой крупной подводной лодкой в мире.
8 из 10
© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанк"Петр Великий" – четвертый по счету и единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения проекта 1144 "Орлан". Основное предназначение судна – уничтожение авианосных групп противника. Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода. Он был спущен на воду в 1989 году, а в 1988 году вступил в состав флота.
Тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота Петр Великий во Владивостоке
"Петр Великий" – четвертый по счету и единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения проекта 1144 "Орлан". Основное предназначение судна – уничтожение авианосных групп противника. Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода. Он был спущен на воду в 1989 году, а в 1988 году вступил в состав флота.
9 из 10
© Фото : пресс-служба Северного флота РФ/Олег КулешовК-560 "Северодвинск" – это российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения, головной корабль проекта 885 "Ясень". Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты были расположены за отсеком центрального поста. Подлодка "Северодвинск" была заложена на оборонной судоверфи "Севмаш" в 1993 году. Судно было спущено на воду в 2010 году.
АПЛ Северодвинск
К-560 "Северодвинск" – это российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения, головной корабль проекта 885 "Ясень". Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты были расположены за отсеком центрального поста. Подлодка "Северодвинск" была заложена на оборонной судоверфи "Севмаш" в 1993 году. Судно было спущено на воду в 2010 году.
10 из 10
"Юрий Долгорукий" – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами нового поколения. Она является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи. Она была построена судостроительным заводом "Севмаш" в Северодвинске для ВМФ России. Закладка состоялась в 1996 году. Первые ходовые испытания судна состоялись летом 2009 года.
1 из 10
Знаменитый крейсер "Аврора", который находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, является объектом культурного наследия РФ. Крейсер первого ранга Балтийского флота знаменит своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Он был заложен в 1897 году на судостроительном заводе "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Крейсер был назван в честь парусного фрегата "Аврора", который прославился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
2 из 10
Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе Военно-морского флота РФ в своем классе. Тяжелый авианесущий крейсер предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника. Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в начале 80-х годов прошлого века. Крейсер был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Прежние названия судна в порядке присвоения: "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания).
3 из 10
Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" был назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича, военно-морского министра России в 1911-1917 годах. Корабль был заложен в декабре 2010 года на стапеле судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде и спущен на воду в марте 2014 года.
4 из 10
Спасательное судно-катамаран "Коммуна" Черноморского флота РФ является старейшим кораблем российского флота и старейшим в мире, находящимся на вооружении. Это судно было построено в 1915 году.
5 из 10
"Игорь Белоусов" – спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Корабль был спущен на воду в 2012 году. Судно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты.
6 из 10
Б-261 "Новороссийск" – дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Судно предназначено для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника. Подводная лодка была заложена в августе 2010 года, спущена на воду в ноябре 2013 года, принята в состав флота в августе 2014 года.
7 из 10
ТК-208 "Дмитрий Донской" – это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула", первый корабль в серии. Судно оснащено ракетным комплексом "Булава" с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. Лодка была заложена в июне 1976 года на "Севмашпредприятии", вступила в строй ВМФ в 1981 году, в 1982 году вошла в состав Северного флота. На сегодняшний день ТК-208 "Дмитрий Донской" является самой крупной подводной лодкой в мире.
8 из 10
"Петр Великий" – четвертый по счету и единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения проекта 1144 "Орлан". Основное предназначение судна – уничтожение авианосных групп противника. Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода. Он был спущен на воду в 1989 году, а в 1988 году вступил в состав флота.
9 из 10
К-560 "Северодвинск" – это российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения, головной корабль проекта 885 "Ясень". Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты были расположены за отсеком центрального поста. Подлодка "Северодвинск" была заложена на оборонной судоверфи "Севмаш" в 1993 году. Судно было спущено на воду в 2010 году.
10 из 10

По окончании академии в 1983 году был назначен заместителем командира дивизии атомных противолодочных подлодок на Камчатке.

В том же году был назначен начальником штаба создаваемой противоавианосной дивизии АПЛ. Затем возглавил ее, сформировал и за год ввел все лодки в состав постоянной готовности; провел тактические учения с одновременным пуском крылатых ракет пятью АПЛ.

Первая многоцелевая атомная подлодка проекта Ясень принята в состав ВМФ России. Архивное фото
СМИ: в США назвали самое опасное оружие российского флота
После завершения учебы в академии Генерального штаба служил начштаба и командующим флотилией, заместителем начальника Главного штаба ВМФ России. В 1996 году был назначен на Балтийский флот (БФ) первым заместителем командующего. С 1999 года исполнял обязанности командующего БФ.

До сих пор горжусь службой на подводных лодках. Кстати сказать, 10-й дивизии, в которой я служил на Камчатке, недавно исполнилось 50 лет. Хотел бы пожелать всем, кто служил и служит в этом соединении, а также всем подводникам, ученым, конструкторам, инженерам, причастным к созданию подводных кораблей, успешной службы и работы во благо России и ее уникальных подводных сил.

— Что представляет собой ритуал посвящения в подводники?

— В подплаве давно существует особый ритуал посвящения в подводники. После первого погружения необходимо выпить плафон забортной воды и поцеловать кувалду.

— Чем отличаются отечественные подводные лодки от зарубежных субмарин?

Российская подводная лодка проекта 941. Архивное фото
National Interest рассказал о "сверхспособностях" советских подлодок
— Принципиально наши и зарубежные лодки одинаковы по идеологии. В прочном корпусе расположены основные механизмы, вооружение, энергетическая установка, отсеки, в том числе жилые. За прочным корпусом размещены баллоны воздуха высокого давления, антенны, размагничивающие кабели. Все это покрыто проницаемым для забортной воды легким корпусом, включающим различные цистерны, в частности цистерны главного балласта, которые обеспечивают нахождение корабля в подводном и надводном положениях.

На протяжении всей истории подводного флота корабли совершенствуются, в том числе и на основе достижений вероятного противника. Инженеры, конструкторы постоянно корректируют свои разработки в сторону улучшения всех параметров и достижения превосходства над неприятелем.

Подводная лодка К-21 под командованием капитана 3-го ранга Николая Лунина отправляется в поход. Северный флот. 1941 год
Всплытие покажет: подводные лодки России в бою
Подводные лодки по энергетическим установкам подразделяются на дизель-электрические и атомные. В зависимости от предназначения они вооружаются торпедами и крылатыми ракетами. Баллистические ракеты несут ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН). Соответственно планируется боевая подготовка их экипажей в составе соединений.

На мой взгляд, самая сложная судьба у противоавианосных соединений, которые применяются против наиболее подготовленных сил вероятного противника – авианосных ударных групп и соединений.

— По какой причине, на ваш взгляд, принято решение о порезке на иголки, то есть утилизации, самых больших в мире отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа "Акула", имеющих два прочных корпуса внутри легкого?

АПЛ Северодвинск. Архивное фото
National Interest назвал самую опасную для ВМС США российскую подлодку
— По истечении срока службы и выработке моторесурса механизмов подводная лодка подлежит списанию и утилизации.

Ранее весь Советский Союз участвовал в строительстве кораблей. Много заводов было на Украине. С распадом СССР появились проблемы. Приходится вновь организовывать создание основных агрегатов, узлов, оружия, корректировать программу строительства РПКСН, в том числе и их размерения.

Самый большой подводный крейсер – это и самая большая цель для противника. Легче обнаружить и попасть.

—  Расскажите, пожалуйста, о рекордах, установленных российскими и советскими моряками-подводниками, – по глубине погружения, скорости подводного хода, длительности подводного плавания?

— Российским АПЛ принадлежат рекорды по скорости – 46 узлов (85,192 километра в час); по глубине погружения – 1040 метров. Продолжительность плавания ограничивается запасом продовольствия и медицинскими рекомендациями. Она составляет два-три месяца.

— Почему скорость подводного хода атомной субмарины намного выше надводного?

Атомная подводная лодка. Архивное фото
Подводная мощь: ВМФ ожидает масштабное пополнение сил к годовщине
— Это связано с работой винтов. Над водой происходит захват воздуха. Под водой винт вращается под давлением – поток плотный. Исключение – неатомные подлодки. Над водой работают дизели, обеспечивая ход 15-16 узлов. Под водой – электромоторы, которые в экономном режиме поддерживают скорость три-пять узлов. На короткое время скорость подводного хода дизель-электрического корабля может быть увеличена до 20 узлов.

— По какой причине подводный корабль с атомной энергетической установкой не может лечь на грунт как дизель-электрическая подводная лодка?

— Для уменьшения шумности и сохранения моторесурса подводные лодки могут ложиться на грунт. АПЛ из-за работы охлаждающего разомкнутого контура, во избежание его засорения, на грунт не ложатся. Но возможна их постановка на подводный якорь.

— Использовались ли атомные подводные крейсеры в качестве электростанций для береговых объектов?

— Мощность атомной энергетической установки АПЛ при наличии линии электропередачи способна обеспечить электропитанием средний город. За мою практику дважды в экстренных аварийных ситуациях с АПЛ подавалось электропитание в военные городки. В настоящее время планируется применение плавучих атомных электростанций в хозяйственных целях. Практически – это часть подводной лодки.

— Каковы основные отличия военной службы в российском подплаве от службы на боевых надводных кораблях?

Спуск на воду АПЛ Владимир Мономах
День российского подплава: популярная служба в прочном корпусе
— Это система подготовки и обучения, в частности по борьбе за живучесть подлодки. Основное преимущество службы в подплаве – отсутствие качки под водой в штормовых условиях. На мой взгляд, служба на дизель-электрических подлодках – наиболее сложная. Там больше движений, подвсплытий на зарядку аккумуляторной батареи. Наиболее спокойная – на РПКСН, особенно в районах боевого предназначения. Самая динамичная служба – на лодках, вооруженных крылатыми ракетами: слежение оружием и техническими средствами за морскими целями, особенно за авианосцами, требует сноровки и умения.

— Что едят подводники в море и на берегу?

— Питаются подводники по нормам, утвержденным министром обороны. На берегу – по береговой. В море подводникам полагается автономный паек, куда, в частности, входит вобла, красная икра, шоколад, вино.

— Отличается ли матросская доза вина от мичманской и офицерской?

— Независимо от должности и звания она составляет 50 миллилитров. К слову, и питаются все одинаково, но в разных помещениях корабля.

— Каковы условия обитаемости, быта на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения, многоцелевых атомных подводных кораблях и дизель-электрических подводных лодках? На каких типах субмарин есть спортивные и тренажерные залы, сауны, каюты психологической разгрузки?

Празднование Дня Военно-морского флота России. Архивное фото
Женщины не будут служить на подлодках Военно-морского флота России
— Условия обитаемости различны. Наиболее оптимальные – на РПКСН. С сауной, спортивным залом, комнатой психологической разгрузки, походным храмом. На атомных многоцелевых подводных кораблях они скромнее: их помещения меньше по размеру. Совсем скромные условия обитаемости – на дизельных подлодках.

Кстати сказать, на любой подводной лодке даже для того, чтобы воспользоваться гальюном, то есть санузлом, нужна определенная сноровка. Он обслуживается трюмным машинистом. Иногда при неграмотном обслуживании возможен выброс содержимого в пользователя. Поэтому прежде всего необходимо убедиться в отсутствии давления в системе, дабы не выставить себя на посмешище экипажу.

— Каким воздухом дышат моряки в прочном корпусе АПЛ, не всплывающей несколько месяцев?

— С помощью испарительной установки готовится пресная вода с добавлением минералов. Она разделяется на кислород, который распределяется по отсекам корабля, и водород, удаляемый за борт. При выходе установки из строя предусмотрен аварийный запас кислородных пластин.

— В отсеках подлодок с людьми традиционно обитают крысы и тараканы. Кто еще из живности участвует в морских и океанских походах?

— В дальних походах, кроме людей, участвуют в основном кошки и попугаи.

Cлужба моряков-подводников
© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкПрофессиональный праздник моряка-подводника появился в 1996 году.
На фото: родные встречают моряка подводной лодки "Краснокаменск" после боевого дежурства. 2013 год.
Встреча дизельной подводной лодки Краснокаменск
Профессиональный праздник моряка-подводника появился в 1996 году.
На фото: родные встречают моряка подводной лодки "Краснокаменск" после боевого дежурства. 2013 год.
1 из 16
© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкИменно 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.
На фото: дизельная подводная лодка проекта "Варшавянка".
Дизельная подводная лодка проекта Варшавянка
Именно 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.
На фото: дизельная подводная лодка проекта "Варшавянка".
2 из 16
© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкПодлодки в 1906 году были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.
На фото: моряки-подводники после похода в порту Владивостока, 2004 год.
Моряки-подводники после похода
Подлодки в 1906 году были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.
На фото: моряки-подводники после похода в порту Владивостока, 2004 год.
3 из 16
© РИА Новости / К. Куличенко | Перейти в медиабанкПервое соединение российских подводных лодок было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве.
На фото: утренняя зарядка на палубе подводной лодки. 1967 год.
Моряки-подводники делают утреннюю зарядку
Первое соединение российских подводных лодок было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве.
На фото: утренняя зарядка на палубе подводной лодки. 1967 год.
4 из 16
© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкВ первую мировую войну подлодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, а к концу войны они окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ.
На фото: колонна подводного десанта на параде в Севастополе.
Колонна подводного десанта на параде в честь Дня Военно-морского флота России в Севастополе
В первую мировую войну подлодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, а к концу войны они окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ.
На фото: колонна подводного десанта на параде в Севастополе.
5 из 16
© РИА Новости / Олег Кнорринг | Перейти в медиабанкВ годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и судов.
На фото: подлодка готовится выйти на перехват немецкого каравана судов. 1942 год.
Подводная лодка Северного флота во время Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и судов.
На фото: подлодка готовится выйти на перехват немецкого каравана судов. 1942 год.
6 из 16
© РИА Новости / К. Куличенко | Перейти в медиабанкПереломным этапом в истории советского флота стало появление в 1950‑е годы подводных лодок с ядерными энергетическими установками.
На фото: моряки-подводники рассматривают фотографию девушки. 1967 год.
Советские моряки-подводники
Переломным этапом в истории советского флота стало появление в 1950‑е годы подводных лодок с ядерными энергетическими установками.
На фото: моряки-подводники рассматривают фотографию девушки. 1967 год.
7 из 16
© РИА Новости / К. Куличенко | Перейти в медиабанкСоветский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учетом царской России) свыше 1000 дизельных субмарин.
На фото: подводная лодка Северного флота. 1964 год.
Подводная лодка Краснознаменного Северного флота вернулась из длительного похода
Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учетом царской России) свыше 1000 дизельных субмарин.
На фото: подводная лодка Северного флота. 1964 год.
8 из 16
© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкНа данный момент в состав ВМФ России входят 72 подводные лодки, из них 48 являются атомными.
На фото: любимицы экипажа ракетного подводного крейсера стратегического назначения.
На борту ракетного подводного крейсера
На данный момент в состав ВМФ России входят 72 подводные лодки, из них 48 являются атомными.
На фото: любимицы экипажа ракетного подводного крейсера стратегического назначения.
9 из 16
© РИА Новости / А. Петров | Перейти в медиабанкНа вооружении России сейчас находятся три атомные подлодки стратегического назначения четвертого поколения – "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".
На фото: подлодка "Владимир Мономах" перед спуском нам воду в Северодвинске.
Спуск на воду АПЛ Владимир Мономах
На вооружении России сейчас находятся три атомные подлодки стратегического назначения четвертого поколения – "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".
На фото: подлодка "Владимир Мономах" перед спуском нам воду в Северодвинске.
10 из 16
© РИА Новости / Н. Веринчук | Перейти в медиабанкЧетыре атомных подводных ракетоносца проекта "Борей-А" — "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III" находятся на различных этапах постройки на стапелях "Севмаша".
На фото: советская ракетная подводная лодка. 1968 год.
Советская ракетная подводная лодка
Четыре атомных подводных ракетоносца проекта "Борей-А" — "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III" находятся на различных этапах постройки на стапелях "Севмаша".
На фото: советская ракетная подводная лодка. 1968 год.
11 из 16
© РИА Новости / Алексей Панов | Перейти в медиабанкПрезидент России и верховный главнокомандующий Владимир Путин обедает на борту тяжелого подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Архангельск". 2004 год.
Владимир Путин с командой подводного крейсера Архангельск во время обеда
Президент России и верховный главнокомандующий Владимир Путин обедает на борту тяжелого подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Архангельск". 2004 год.
12 из 16
© РИА Новости / В. Мариковский | Перейти в медиабанкПланируется, что к 2020 году в составе ВМФ будет десять подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 "Борей".
На фото: подводная лодка Тихоокеанского флота уходит на боевое задание. 1970 год.
Подводная лодка Тихоокеанского флота
Планируется, что к 2020 году в составе ВМФ будет десять подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 "Борей".
На фото: подводная лодка Тихоокеанского флота уходит на боевое задание. 1970 год.
13 из 16
© РИА Новости | Перейти в медиабанкСерия атомных подводных крейсеров четвертого поколения призвана стать основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия.
На фото: моряки-подводники "спасают" корабль во время учебных занятий. 1967 год.
Моряки-подводники ведут борьбу за живучесть корабля во время учебных занятий
Серия атомных подводных крейсеров четвертого поколения призвана стать основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия.
На фото: моряки-подводники "спасают" корабль во время учебных занятий. 1967 год.
14 из 16
© РИА Новости / Лев Поликашин | Перейти в медиабанкМежду тем, в России уже идет работа по проектированию атомных подводных лодок пятого поколения.
На фото: подводная лодка в море во время учений "Юг". 1951 год.
Подводная лодка во время учений
Между тем, в России уже идет работа по проектированию атомных подводных лодок пятого поколения.
На фото: подводная лодка в море во время учений "Юг". 1951 год.
15 из 16
© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкВ стратегической ядерной триаде подводные силы ВМФ России наиболее эффективны, автономны и скрытны. Подлодки не зависят от метеоусловий, и могут выполнять задачи за тысячи миль от российских берегов.
На фото: французский военный моряк у перископа мемориальной подводной лодки С-56.
Внутри Гвардейской Краснознаменной мемориальной подводной лодки С-56
В стратегической ядерной триаде подводные силы ВМФ России наиболее эффективны, автономны и скрытны. Подлодки не зависят от метеоусловий, и могут выполнять задачи за тысячи миль от российских берегов.
На фото: французский военный моряк у перископа мемориальной подводной лодки С-56.
16 из 16
Профессиональный праздник моряка-подводника появился в 1996 году.
На фото: родные встречают моряка подводной лодки "Краснокаменск" после боевого дежурства. 2013 год.
1 из 16
Именно 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.
На фото: дизельная подводная лодка проекта "Варшавянка".
2 из 16
Подлодки в 1906 году были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.
На фото: моряки-подводники после похода в порту Владивостока, 2004 год.
3 из 16
Первое соединение российских подводных лодок было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве.
На фото: утренняя зарядка на палубе подводной лодки. 1967 год.
4 из 16
В первую мировую войну подлодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, а к концу войны они окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ.
На фото: колонна подводного десанта на параде в Севастополе.
5 из 16
В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и судов.
На фото: подлодка готовится выйти на перехват немецкого каравана судов. 1942 год.
6 из 16
Переломным этапом в истории советского флота стало появление в 1950‑е годы подводных лодок с ядерными энергетическими установками.
На фото: моряки-подводники рассматривают фотографию девушки. 1967 год.
7 из 16
Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учетом царской России) свыше 1000 дизельных субмарин.
На фото: подводная лодка Северного флота. 1964 год.
8 из 16
На данный момент в состав ВМФ России входят 72 подводные лодки, из них 48 являются атомными.
На фото: любимицы экипажа ракетного подводного крейсера стратегического назначения.
9 из 16
На вооружении России сейчас находятся три атомные подлодки стратегического назначения четвертого поколения – "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".
На фото: подлодка "Владимир Мономах" перед спуском нам воду в Северодвинске.
10 из 16
Четыре атомных подводных ракетоносца проекта "Борей-А" — "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III" находятся на различных этапах постройки на стапелях "Севмаша".
На фото: советская ракетная подводная лодка. 1968 год.
11 из 16
Президент России и верховный главнокомандующий Владимир Путин обедает на борту тяжелого подводного ракетного крейсера стратегического назначения "Архангельск". 2004 год.
12 из 16
Планируется, что к 2020 году в составе ВМФ будет десять подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 "Борей".
На фото: подводная лодка Тихоокеанского флота уходит на боевое задание. 1970 год.
13 из 16
Серия атомных подводных крейсеров четвертого поколения призвана стать основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия.
На фото: моряки-подводники "спасают" корабль во время учебных занятий. 1967 год.
14 из 16
Между тем, в России уже идет работа по проектированию атомных подводных лодок пятого поколения.
На фото: подводная лодка в море во время учений "Юг". 1951 год.
15 из 16
В стратегической ядерной триаде подводные силы ВМФ России наиболее эффективны, автономны и скрытны. Подлодки не зависят от метеоусловий, и могут выполнять задачи за тысячи миль от российских берегов.
На фото: французский военный моряк у перископа мемориальной подводной лодки С-56.
16 из 16
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала