Пятьдесят два года назад, 18 марта 1965 года, человек впервые вышел в открытый космос. Это совершил космонавт Алексей Леонов с борта корабля "Восход-2" под управлением Павла Беляева. Обстоятельства этого исторического полета легли в основу художественного фильма "Время первых", который выходит в российский прокат 6 апреля. РИА Новости публикует эксклюзивный фрагмент беседы Алексея Леонова с продюсером Тимуром Бекмамбетовым, которую планируется включить в документальный фильм студии Bazelevs "Время Первых. Леонов".
— Алексей Архипович, у вас наверняка есть любимый фильм про космос?
— "Космическая одиссея 2001 года" Стэнли Кубрика по сценарию Артура Кларка. Я считаю, что до сегодняшнего дня никто не сделал более правдивого и технически правильного фильма о космосе. Мне повезло, что я был на премьере в Вене в 1968 году. Тогда и подружился с Артуром Кларком, после мы не раз встречались: я праздновал его 70-летие, 75-летие, 80-летие… В тот раз он первый подошел ко мне с извинениями. Он спросил: "Ты заметил, что в эпизоде, где астронавты работают в открытом космосе, нет музыки — только тяжелое дыхание?" Я, сказал, что заметил. "Это твое дыхание, я взял, не спрашивая". Вот так я стал участником и этой одиссеи! Тогда все показанное в фильме казалось фантастикой. Но то, что, как думал Кларк, случится в XXI веке, случилось еще раньше — в 80-х.
— В фильме Кубрика мы слышим ваше дыхание?!
— Да. В 1965-м, во время выхода в открытый космос передавалась электрокардиограмма и запись дыхания космонавта. Вот ее и использовали. Помните эпизод с астронавтами в открытом космосе? В фильме все время звучит фоном классика, "Венский вальс", а в том фрагменте — только тяжелое дыхание космонавта. Это было интересное такое решение.
— А вы знаете, что в Ленинграде был такой режиссер Павел Клушанцев, автор "Планеты бурь"? Все в Америке рассказывают, что это первый режиссер, который снял невесомость, и что все, включая Кубрика, у него учились.
— К сожалению, я этого не знаю.
— Вся научная фантастика про космос началась с Клушанцева. Так как СССР не подписал конвенцию об авторских правах, американцы вывезли его фильмы, перемонтировали, переозвучили, написали другой текст и выпустили в кинотеатрах. Режиссером был Роджер Корман, а Фрэнсис Коппола переписывал сценарий. Так начиналась история космического жанра в американском кино.
— Тут я вам проигрываю, но посмотреть, конечно, было бы интересно. Вот "Война миров" еще интересный фильм. Я не помню, кто его сделал…
— Спилберг. Я еще разговаривал с Альфонсо Куароном, который снял фильм "Гравитация", и он сказал, что в свое время консультировался с вами. О чем шла речь?
— В "Гравитации" есть эпизод, когда героиня Баллок разделяет корабль "Союз" и перемещается с помощью двигателей посадочного модуля. Аналогичным образом мы спускались с орбиты в 1965-м и столкнулись с проблемами. Отделения приборно-агрегатного цеха от спускаемого аппарата тогда не произошло.
А в "Гравитации" в итоге все сделали неправильно: они взяли и разделили корабль, а уже потом начали действовать. Наоборот надо было: сначала действовать, потом разделять.
— Простите за такой не очень профессиональный вопрос, но до сих пор ходит много разговоров о том, что часть тех якобы документальных съемок, которые рассказывают о высадке американцев на Луну, на самом деле сделаны кинематографистами в павильоне. Что вы думаете об этом?
— Когда американцы летали к Луне и высаживались на нее, за этим следил весь мир, кроме Китая и Советского Союза. Сейчас за это должно быть стыдно. Это было достижение всего человечества! Американцы же не перекрывали сигнал. В Москве на Комсомольском проспекте была воинская часть дальней космической связи, там была лаборатория, и я как командир экипажа, готовившийся к полету на Луну, был туда допущен. Эта передача шла еще и в Кремль, а вот советский народ всего этого не видел.
— Скажите, когда находишься в космосе, все, наверное, воспринимается по-другому — другой масштаб, другой взгляд на привычные вещи?
— Там происходит изменение понятия пространства и времени. Сколько угодно можно говорить, что Земля круглая, вы будете соглашаться, но на самом деле вы видите, что она плоская-плоская. И вдруг ты увидел конечные размеры, увидел шар! Или вот время… День на орбите может длиться, допустим, 17 суток: ты 17 раз лег спать, 17 раз проснулся, а в иллюминаторе все время одно и то же — Солнце… К этому надо привыкать, перестраивать себя, в организме происходят странные перемены. Ленин сказал, что "Вселенная бесконечна во времени и пространстве". Вот по-другому не скажешь, это очень правильно.