МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Михаил Севастьянов. В преддверии 111-й годовщины создания на Российском флоте подводных сил и Дня моряка-подводника, который ежегодно отмечается в России 19 марта, министерство обороны РФ сообщило о росте популярности службы в подплаве отечественного Военно-морского флота (ВМФ).
Ракетно-ядерная романтика
"Предварительные итоги проведенного руководством Военно-морского политехнического института профессионального отбора молодежи позволяют прогнозировать конкурс до шести человек на место среди желающих связать свою службу с атомным подводным флотом и поступить на факультет ядерных энергетических установок ВМФ. Это обусловлено ростом популярности службы в ВМФ и, в частности, стремлением молодежи служить на атомных стратегических и дизель-электрических подводных лодках", — сообщило Минобороны.
Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), наряду со средствами наземной и воздушной составляющих стратегических ядерных сил России, являются гарантом недопущения агрессии вероятных противников нашей страны, в том числе объединенных в реальные военно-политические коалиции.
Так или иначе, несмотря на развитие робототехники и автоматизацию боевых субмарин, задачи, для выполнения которых предназначены отечественные подводные корабли разных типов, решают и в долгосрочной перспективе будут решать люди, несущие службу в замкнутом пространстве подлодки, погруженной в морские и океанские глубины.
Космос под давлением
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин, впервые побывав на советской атомной субмарине, назвал моряков-подводников коллегами. Сравнение закономерно: системы жизнеобеспечения космических и подводных аппаратов во многом схожи.
Именно поэтому отбор кандидатов для военной службы под водой, почти столь же строгий, как для работы в космосе, начинается с испытания барокамерой. И какими бы высокими ни были показатели физического, душевного, духовного здоровья и интеллекта абитуриента военно-морского учебного заведения или матроса-новобранца, одни только слабые барабанные перепонки становятся непреодолимым препятствием на пути в "прочный корпус" атомохода и дизель-электрического (неатомного) подводного корабля.
Кстати сказать, для тех, кто выходит в море, не будучи членами экипажа по штату (священники, представители науки и промышленности, стажеры, военные журналисты), не делается исключений. Кандидаты в обитатели "прочного корпуса" проходят медицинское обследование и курс легководолазной подготовки, изучают устройство корабля и основы борьбы за его живучесть, сдают зачеты, тестируются. И, разумеется, проверяются компетентными органами.
Плафон забортной воды
Не знакомые с особенностями подводной жизни новички, случается, становятся объектом шуток. Им, например, могут порекомендовать отыскать в отсеках "рукотворного кита" бомбоубежище, которое, разумеется, отсутствует; или попросить разогнать радиацию в каюте, используя в качестве вентилятора полотенце.
Вообще-то, с радиацией шутки плохи, но она надежно упрятана в необитаемом реакторном отсеке и находится под строгим разносторонним контролем.
Все впервые погружающиеся в пучины вод на борту любой субмарины должны пройти обряд посвящения в подводники и до последней капли испить чашу соленой забортной воды. Причем чаша обычно представляет собой плафон толстого стекла для предохранения осветительных электроламп, вмещающий до литра жидкости.
Другие жидкости
К слову, о жидкости. Всем морякам под водой положено сухое вино для выведения из организма радионуклидов. Правда, от порции в несколько десятков граммов проблематично ощутить послевкусие. Потому подводники, сидящие за одним обеденным столом, разумеется — это только гипотеза, могут установить негласный питейный график. Соответственно, гипотетически, индивидуальная доза слабоалкогольного виноградного сока может увеличиться.
Надо заметить, что на антирадиационное вино не покушались даже во время антиалкогольной кампании, инициированной в свое время генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым.
Этот почти пищевой этиловый спирт давно предлагали заменить на иные технические жидкости. Но флотское командование человеколюбиво противилось, ибо при замене были неминуемы отравления и даже гибель профессионалов с маленькими слабостями. Впрочем, слабости если кем-то иногда и допускались, то исключительно в свободное от вахт время и под хорошую закуску.
Еда из одного котла
Закусить в "прочном корпусе", как говорится, есть чем. Для атомарин, уходящих на боевое дежурство, даже в несытые времена припасы находились по полной норме. Люди, везущие на борту баллистические или крылатые ракеты с ядерными боевыми принадлежностями, не должны быть голодными — слишком велика на них ответственность за поддержание мира во всем мире.
Кстати сказать, на лодках, в отличие от больших надводных кораблей, офицеры, мичманы, старшины и матросы едят, что называется, из одного котла: пища для всех категорий личного состава готовится одинаковая.
Хвостатые моряки
На всех кораблях, и атомные субмарины не исключение, живут существа, которые хотят кушать всегда. Это — крысы. Избавиться от них очень проблематично.
Говорят, они обитают даже в реакторном отсеке, куда проникают неведомыми способами через водонепроницаемые переборки. Перепады давления этих живучих грызунов, судя по всему, тоже не очень беспокоят. Не подвержены они и клаустрофобии.
Настоящими морскими волками можно считать и рыжих тараканов. А вот кошки на лодках, как правило, долго не живут: не выдерживают магнетизма, возникающего из-за интенсивной работы аппаратуры управления, ориентации, связи, наведения и прочих сложных систем.
Сауна, тапочки и кресло-качалка
На заре истории подводного плавания в "прочном корпусе" среди людей часто несли службу канарейки в клетках. Если птица начинала задыхаться, значит, кораблю необходимо было всплыть для проветривания отсеков.
В наше время некоторые экипажи берут в поход попугаев. Пернатые акванавты обитают в каюте психологической разгрузки. Видимо, приятно сидеть в кожаных тапочках (основная обувь на атомных лодках), робе, напоминающей пижаму, покачиваясь в кресле-качалке среди комнатных цветов, растущих под лампами дневного света, и близко наблюдать тропических птиц.
Особенно, когда доподлинно известно, что в трех сотнях метров над головой — ледяная арктическая пустыня. А здесь — тепло, регенерированный воздух и прекрасный вид на лесную опушку в имитаторах окон.
Минуты, свободные от служебных подводных дел, можно заполнить и активным отдыхом. На современных атомоходах для этого предусмотрены спортзалы с тренажерами, небольшие бассейны и сауны.
Под легким бронекорпусом
Как говорят бывалые подводники, в "прочном корпусе" есть все, кроме женщин и иллюминаторов, — от пекарни до зубоврачебного кабинета.
"Прочный корпус" — это то, что находится внутри внешней оболочки подлодки, именуемой "легким корпусом". На самом деле "легкий" — только название. По характеристикам он не уступит лобовой танковой броне.
Иначе сложное боевое изделие, достигающее размера футбольного поля и высоты десятиэтажного дома, не смогло бы многократно погружаться на, допустим, километровую глубину, где от избыточного давления неуютно даже титановым сплавам.
Внутри "легкого корпуса" могут быть заключены и два "прочных": в ВМФ России еще присутствуют такие тяжелые РПКСН советской постройки.
Без окон
Внутренний корпус подлодки прочно защищен от попадания забортной воды. Внешний же может иметь вырезы, решетки и прочие технологические отверстия. Люди, знакомые с устройством субмарин на примере "Наутилуса" из романа Жюля Верна, принимают их за иллюминаторы.
На подлодке окна отсутствуют: она двигается на ощупь, часто — в режиме полной тишины. Ее глаза — штурманская карта и гидроакустическая станция. И всплывать на поверхность в течение двух-трех месяцев боевого дежурства ей можно лишь при возникновении чрезвычайной ситуации. Если разрешит командование.
Без дам
Отсутствие в походе общения с дамами для части экипажа (за исключением сознательно воздержанных людей) может компенсироваться видеофильмами, фотоснимками в иллюстрированных печатных изданиях или тематическими фантазиями.
Бром в компот для успокоения плоти никто не добавляет, и почти никто не следит за тем, чтобы суровая морская дружба не переросла в нежную любовь. Впрочем, это, как правило, излишне: "таких" стараются не брать в "прочный корпус". Да и устают люди — не до дурного.
После возвращения на берег моряки, как космонавты после полета, фактически заново учатся ходить по земле и дышать атмосферным воздухом.
Поросенок за службу
Российские подлодки, достойно возвращающиеся с боевого дежурства, традиционно встречает свинья. Точнее — целиком зажаренный молочный поросенок, предназначенный на съедение экипажу.
Морякам, несущим службу в "прочном корпусе", на Российском флоте всегда — особый почет и уважение.