МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Павел Гайков. В российских кинотеатрах стартовала картина "Красавица и чудовище" — свежая экранизация студии Disney со всем известным сюжетом и Эммой Уотсон в роли Белль. Это большая красочная музыкальная картина с масштабными декорациями, великолепными костюмами и самыми совершенными на сегодняшний день визуальными эффектами.
Художественный фильм создан с огромным вниманием к классике Disney, одноименному мультфильму 1991 года и порой копирует его чуть ли не пошагово. Выросшее на нем поколение в эти выходные придет в кинотеатры со своими детьми и увидит, что за прошедшие годы что-то сильно изменилось: сегодня история из детства обозначена как 16+.
Нужно понимать, что для родителей это только рекомендация. Вас спокойно пропустят в зал с детьми любого возраста, воспитательную и разъяснительную миссию в данном случае вы берете на себя.
Если вы не хотите идти с детьми в зрительный зал, то у кассы вас могут попросить написать заявление в свободной форме — опять же о том, что вы берете ответственность на себя. Но детям без родителей билеты не продадут, даже если они придут с уже подписанными (неизвестно кем) заявлениями. Кинотеатры внимательно следят за выполнением этих правил. В противном случае им грозят штрафы, а сотрудникам — наказание, вплоть до уголовного.
В США "Красавицу и Чудовище" детям рекомендуют смотреть вместе с родителями. Рейтинг 16+ в его российском применении означает почти то же самое. В Америке это второй уровень строгости, у нас — четвертый. Что именно заставило Министерство культуры оценить фильм так "высоко", понять непросто.
В картине нет почти ничего из того, что прописано в законе "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". "Красавица и Чудовище" — действительно детская сказка: в ней не курят, не пьют и не ругаются матом, а целуются крайне целомудренно. Но, например, там есть психологически тяжелая сцена гибели матери Белль, что технически может подойти под "изображение заболевания, смерти, которое может вызывать у детей страх, ужас или панику". Смотреть ее может быть непросто и особо чувствительным взрослым, пережившим подобное.
Впрочем, новая "Красавица и чудовище" теперь ассоциируется у всех с гей-пропагандой, которую увидел в фильме депутат Госдумы от партии "Единая Россия" Виталий Милонов, и следов которой не обнаружил по итогам специального исследования министр культуры Владимир Мединский. "У нас есть заключение института культурного наследия Лихачева, они посмотрели фильм в деталях целой комиссией. Институт славится своим ультраконсервативным подходом по вопросам культуры", – заявил Мединский. Но при этом именно на основании этого заключения возрастной ценз был повышен до 16+.
Ультраконсервативная комиссия разглядывала Лефу — пухлого и неказистого приятеля негодяя Гастона. Лефу, кстати, единственный персонаж (кроме Чудовища), который меняется по ходу действия. По ряду неочевидных признаков и фраз Лефу можно посчитать гомосексуалистом. Но если ваши дети пережили снеговика Олафа в другой диснеевской картине "Холодное сердце", то не будут травмированы и в этот раз. Кстати, в своих интервью режиссер Билл Кондон говорил, что намеки на гомосексуальность Лефу есть и в оригинальном мультфильме 1991 года.
В остальном новая экранизация представляет из себя торжество патриархальных отношений, как и положено в "Красавице и Чудовище": преданная дочь во имя отца добровольно соглашается жить со зверем, и ее любовь помогает Чудовищу социально адаптироваться.
В финале вновь ставшие людьми часы и подсвечник (Иэн Маккелен и Юэн МакГрегор) счастливо воссоединяются со своими гетеросексуальными половинами. Примечательно, что роль Белль исполняет феминистка и посол доброй воли ООН по борьбе за гендерное равенство Эмма Уотсон, а режиссер Билл Кондон и исполнитель одной из ролей Иэн Маккелен — открытые гомосексуалисты и защитники прав гей-меньшинств. Но если кто и отвечает в фильме за "дух толерантности", то разве что темнокожие персонажи второго плана, которых несколько непривычно видеть в антураже старой Франции XVII века.
В кино "Красавицу и Чудовище" действительно смотрят в основном совершеннолетние, но и дети тоже есть. "То, что у фильма 16+, я узнала только сегодня от знакомой, — рассказала после просмотра Мария, мама семилетнего Тёмы. — Ничего там "такого" нет. Разве что сюжет немного затянут для ребенка, на мой взгляд". Тёме в мультфильме все понравилось, а не понял он только одного: почему принца превратили в Чудовище.
На самом деле новая работа Кондона может поставить перед любопытным зрителем массу других вопросов. Должна ли меняться сказка вслед за обществом? И если да, то как? Насколько разнообразными должны быть сказочные герои? Почему волшебные сюжеты практически не используют образ инвалида в позитивном ключе и почти не рассказывают, допустим, про левшей?
Вашим детям эти вопросы едва ли придут в голову, а если придут — вам нужно быть рядом и быть готовыми на них ответить. В возрастных ограничениях на кинопоказ есть значимый плюс: родителям волей-неволей приходится внимательно следить за тем, что смотрят их дети, и вместе с ними постоянно переосмысливать мир, в котором мы живем.