МОСКВА, 16 мар — РИА Новости, Андрей Коц. В среду Белый дом опубликовал проект бюджета США на 2018 финансовый год — первый, предложенный администрацией Дональда Трампа.
Этот "черновик" предполагает резкое увеличение расходов на военные нужды за счет сокращения финансирования по ряду других направлений. В рамках проекта Пентагон получит дополнительно 54 миллиарда долларов.
Таким образом, военный "кошелек" государства в следующем году вместит в себя, по разным оценкам, от 570 до 640 миллиардов долларов США. На последней цифре настаивает ряд представителей Республиканской партии, но точные объемы военного финансирования станут известны в мае, когда проект бюджета будет принят окончательно. Впрочем, серьезное увеличение трат на оборону уже позволяет делать определенные прогнозы.
"Нет никаких сомнений, что это бюджет жесткой силы, не мягкой, — сообщил журналистам директор административно-бюджетного управления Мик Малвейни. — Это сделано намеренно. Мы хотим послать очень ясный сигнал нашим союзникам и потенциальным противникам, что эта администрация опирается на крепкую силу. Так что деньги уходят из программ мягкой силы, таких как международная помощь, к более жестким силовым программам".
На что же могут пойти эти 54 миллиарда долларов — деньги, сопоставимые со всем военным бюджетом Российской Федерации? И как в целом будут развиваться Вооруженные силы США в ближайшие годы?
Политика сдерживания
С самого начала своей избирательной кампании Дональд Трамп прямо и косвенно заявлял, что основным геополитическим противником Америки является Китай. Став президентом, он перешел к делу. С начала года ВМС США резко нарастили военное присутствие в Южно-Китайском море, провели ряд учений с Южной Кореей и Японией. А 7 марта разместили в Сеуле компоненты системы противоракетной обороны THAAD.
"Официально военно-политическое руководство США объяснило эти меры необходимостью сдерживать ядерные амбиции КНДР, — рассказал РИА Новости президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — На самом же деле американские военные реализуют программу сдерживания Китая, блокируя его побережье на дальних подступах. К примеру, практически незамеченным мировыми СМИ стал факт наращивания военного присутствия США в районе Малаккского пролива. Эта узкая горловина между Малайским полуостровом и островом Суматра соединяет Индийский океан с Тихим. Через нее Китай получает до 70% импортируемых им углеводородов".
Ивашов подчеркнул, что за счет наращивания сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе США сокращают свое военное присутствие в Европе. Вместе с тем, по его словам, американское руководство не откажется от установки компонентов системы ПРО на территории восточноевропейских государств.
Ряд экспертов считает, что рост оборонного бюджета США не обязательно приведет к качественному и количественному повышению их боевых возможностей. По словам главного редактора журнала "Арсенал Отечества" Виктора Мураховского, у американских военных хватает сложностей, требующих серьезных финансовых вливаний.
"Во-первых, оборонная промышленность США постоянно повышает цены на производимые ей вооружения и боевую технику, — рассказал Виктор Мураховский. — Во-вторых, полностью контрактная армия численностью почти в 1,4 миллиона человек — удовольствие недешевое. В-третьих, Трамп в ходе своей предвыборной программы часто обещал улучшить материальное положение ветеранов Вооруженных сил: повысить пенсии, сделать более доступным медицинское обслуживание и так далее. Все это, впрочем, не отменяет тот факт, что США продолжат активно закупать новое оружие и модернизировать старое".
Флот
Военно-морские силы — главный военный аргумент Вашингтона на мировой арене. И, скорее всего, львиная доля дополнительных бюджетных средств пойдет на его модернизацию. Это касается, в первую очередь, стратегических подводных ракетоносцев — основной составляющей "ядерной триады" Вашингтона.
"Кроме этого, Пентагон неоднократно озвучивал идею создания двенадцатой авианосной ударной группы (АУГ), — добавил Виктор Мураховский. — А это огромные расходы. Нужно же построить не только авианосец. Это и корабли поддержки, и авиакрыло. В приоритете и оснащение большего числа надводных кораблей системой противоракетной обороны "Иджис". Конечно, за 2018 финансовый год все это не осуществить. Но увеличение бюджета может ускорить многие проекты".
Вместе с тем оборонное ведомство США может в ближайшие годы серьезно ограничить финансирование ряда экзотических программ "оружия будущего" для ВМС. В первую очередь это касается футуристических эсминцев Zumwalt. Головной корабль серии был передан флоту в 2016 году. И уже дважды "заезжал" в сухой док на ремонт из-за проблем с главной энергетической установкой.
Авиация и космос
Вторым в приоритете на финансирование видом Вооруженных сил США традиционно является авиация. Здесь, по словам экспертов, картина ясна. Пентагон продолжит закупки истребителей пятого поколения F-35 — как для собственных нужд, так и на экспорт своим союзникам. Вместе с тем ожидается сокращение парка старых самолетов, выработавших свой ресурс, а также модернизация более новых машин, стоящих на вооружении.
"Если авиацию понимать в более широком смысле, то не стоит забывать о беспилотных летательных аппаратах, — говорит Леонид Ивашов. — Со временем США планируют превратить их в свою главную ударную силу. Сейчас они прорабатывают концепцию "роя дронов", в рамках реализации которой предполагается наносить удары по противнику с помощью множества беспилотников небольших размеров, различной конфигурации и назначения. Это потребует серьезных денег. Но разработка такой программы идет уже достаточно давно".
Армия
А вот Сухопутные войска, судя по всему, останутся "бедным родственником". Аналитики полагают, что дополнительно тратиться на них Пентагон не будет. К тому же к 2018 году численность армии планируется сократить с 480 до 450 тысяч человек.
Эксперт подчеркнул, что одной из главных проблем Сухопутных войск США являются недостаточное количество бригад постоянной готовности и постепенно устаревающий парк боевой техники. Что отчетливо видно на фоне создания в России серии принципиально новых танков, боевых машин пехоты и бронетранспортеров.